Финансирование стартапов

Мы не финансируем поиск кладов… 
(C) E-TrustInvestmentGroup 

Последнее время я живо интересуюсь вопросами стартапов и их финансирования, может быть потому, что пишу эту статью, в помещении Технопарка “Строгино”, который является одновременно и Бизнес-Инкубатором для начинающих компаний, и Бизнес-Акселератором для инновационных компаний со стажем.

У  предпринимателя, собирающегося начать свое дело с идеи, которая в будущем перевернет мир (а как же иначе!) кроме идеи, еще и проблема – где взять деньги на ее реализацию. 

Как говорится в статье Антона Белых Финансирование стартапов. Финансирование стартапов во всем мире осуществляется по принципу «трех F» — family, friends, fools (семья, друзья и дураки).

Я бы сказал, что не все так плохо и есть еще бизнес-ангелы и венчурные фонды. Первые,  если проект или предприниматель понравится, могут спонсировать энную сумму денег, причем даже без процентов, но за дулю  долю в компании и возможность участвовать в управлении, а вторые уже подхватывают эстафету и продолжают финансирование проектов где-то от  пятисот тысяч – миллиона долларов.

Проекту, который находится на стадии идеи, часто называемой посевной или seed стадии, да и на стадии прототипа (Start-up стадии) в венчурные фонды соваться не стоит. Такие фонды как Русские технологии, E-TrustInvestmentМосковский венчурный фонд и другие легко находятся через Интернет и первым делом хочется обратиться именно туда. Но венчурные фонды не для начинающего предпринимателя, они подхватят эстафету если после того, как проект будет успешно приносить первую прибыль.

Если есть свои сбережения – это лучший вариант, но как запасной основной вариант  получения финансирования нового проекта – скорее всего будет оправдан поиск инвестора (бизнес-ангела).  Как утверждает  CNews Бизнес-ангелы открыли охоту за стартапами и скоро, по словам SeoNews каждому стартапу будет по бизнес-ангелу. Их бы устами… 

В чем проблема? Деньги есть, инфляция не позволяет их просто так хранить, деньги должны делать деньги. Их нужно куда-то вкладывать и бизнес-ангелы просто горят желанием это сделать, но есть одно но. Реальных проектов, которые принесут деньги не так много. Большое количество идей, которые интересны как идеи, имеют неясные перспективы в плане монетизации (модное сейчас слово). В смысле идея – это хорошо, но цель бизнеса – прибыль.

Изобретатель, который решил воплотить свою идею в жизнь,  зачастую не представляет, что эта идея интересна инвестору только тогда, когда она будет приносить деньги или по крайней мере он их не будет терять (последнее происходит в случае вы перешли дорогу какой-то крупной компании, то будут попытки вас просто купить с потрохами, чтобы ваш проект не мешал нормально работать большому дяде). И деньги должны быть соответствующие и желательно быстрые. Бизнес-ангел должен не просто с интересом провести время или даже получить какую-то прибыль(!).

Как пишет Российская Газета: “Надо напомнить, что бизнес-ангелы (впрочем, как и венчурные фонды) деньги свои вкладывают не для того, чтобы извлекать из компании прибыль. Ее-то может и не быть. Важнее другое: рыночная оценка фирмы в результате ее развития и завоевания рынка должна возрасти настолько, чтобы нашелся покупатель, готовый приобрести у венчуриста его долю за деньги в 5-10 раз большие, чем были инвестированы”.

Т.е цель достаточно ясна: вложить определенную сумму, которой хватит, чтобы монетизировать идею и подтянуть рыночную стоимость компании до такого размера, чтобы стоимость доли (у него же не 100%) бизнес-ангела составили сумму, которую он рассчитывает получить от продажи своей доли другому, более крупному инвестору.

И в этом случае предприниматель должен понять, что если он привлекает 50-100 тыс.  долларов финансирования от бизнес-ангела, то через три-четыре года бизнес-ангел захочет и должен будет иметь возможность продать эту долю примерно за 0,5- 1 миллион долларов и если в представленном на рассмотрение бизнес-ангелами проекте не будет понятно как же инвестор заберет свой миллион, то и денег он не даст.  Бизнес-ангелы вряд ли будут сотрудничать на альтруистических началах.

Кстати, рассчитать примерную стоимость компании, например для продажи, можно если годовую прибыль умножить на три или на пять, если вы оптимист :).

 Где найти бизнес-ангела?

Если вы решили найти бизнес-ангела самостоятельно – то Интернет к вашим услугам. Прогуляйтесь по ссылкам в конце статьи, ищите информацию и связывайтесь напрямую. Но не все так просто. Многие бизнес-ангелы не хотят упоминаний в прессе и в Интернет, поскольку начинающих предпринимателей много, а проектов еще больше, но далеко не все подходят для инвестирования. Подробно разбираться с каждой свалившейся на бизнес-ангелов идеей нет времени, да и “светить” свое участие в проекте тоже не всегда хочется. Вспомните шоу “Капитал”, где бизнес-ангелы под пристальным оком телекамер рассматривали проекты начинающих предпринимателей. “Меня засмеют, если узнают, что я как инвестор получаю 60 копеек со стакана чая, проданного в вашей точке”,- говорил один из капиталистов.

Поэтому бизнес-ангелы объединяются в содружества, например, СБАР – национальное содружество бизнес-ангелов, которые и осуществляют первоначальный отсев неперспективных идей и консультации и подготовку проекта к презентации бизнес-ангелам. Конечно, небесплатно, а за определенный процент, так называемую “плату за успех”, но только в случае получения инвестиций, т.е. оплачивает их работу в конце концов инвестор. Но это и понятно, если содружество бизнес-ангелов получает процент с инвестиций, то оно будет помогать их получить в своих же интересах. Дополнительным плюсом взаимодействия предпринимателя с содружеством – является помощь связями, тот же СБАР активно сотрудничает с Московским Правительством.  

Как помочь бизнес-ангелу профинансировать именно ваш проект?

“Проектов много, но финансировать нечего”, – сетуют бизнес-ангелы. Для того чтобы бизнес-ангелы стояли в очереди для финансирования вашего проекта, нужно выполнить  несколько простых вещей.

  1. Проанализировать признаки, по которым бизнес-ангелы определяют перспективный проект и подготовить их в вашем случае.

  2. Четко представить что вы будете продавать, на чем ваша идея будет делать деньги.

  3. Прикинуть, желательно с реальными цифрами в руках, сколько этого самого продукта вы сможете продать в первый, второй, третий год и т.д. 

  4. Определить как бизнес-ангел будет выходить из проекта и забирать заработанные деньги.    

  5. Записать все это и еще много других пунктов в подробный бизнес план.

Признаки перспективного для инвестиций проекта

1. Проект решает некоторую проблему пользователей, которую до сих пор никто не решил. При этом потенциальных пользователей должно быть достаточно много. Глупо решать проблему которую видите только вы, и никто другой не видит в этом проблемы, кстати может поэтому никто до вас ее не решил. Как в известном анекдоте по неуловимого ковбоя Джо.

2. Ваш проект – это не LifeStyle бизнес. Т.е. проект создается для зарабатывания денег, а не для самореализации, или потому что будущий предприниматель устал работать на дядю, бороться с вышестоящим начальством и т.п. и хочет быть независымым и гордо всем говорить: “У меня свой бизнес”.

3. Ваш проект отчуждаем. Деньги не дают под проекты, которые держатся только на основателе. Если вы хотите открыть бутик по продажам авторских изделий, которые делаете вы сами и члены вашей семьи, то это не бизнес – это  LifeStyle бизнес. Без вас этот проект не сможет работать, т.е. его нельзя продать в дальнейшем или даже расширить до нормальных коммерческих размеров, чтобы окупить вложения.

4. Основателей как минимум двое – “технарь”, которых хорошо разбирается в идее и “бизнесмен”, который хорошо разбирается в том, что и как можно продать. Очень редко можно найти двух человек в одном лице. Поэтому чаще всего есть только технарь, который совершенно не разбирается в продажах, в этом случае бизнес-ангелу намного тяжелее принять решение об инвестициях, поскольку они с предпринимателем говорят на разных языках.

 

 

 

Ссылки по теме 

“Национальное содружество бизнес-ангелов” – СБАР.
http://russba.ru/

«Национальная Сеть Бизнес-Ангелов «Частный Капитал»
www.private-capital.ru

 Журнал “theAngelInvestor®” ,посвященный вопросам частного и корпоративного инвестирования в реальный и фондовый рынки инновационных компаний.
http://theangelinvestor.ru

«Московская Сеть Бизнес-Ангелов»
www.business-angels.ru 

 

  1. Добрый день, Сергей!
    Наша компания – типичный стартап. Что примечательно – мы с Вами находимся в одном здании:) Так что, если есть интерес – краткое описание проекта Вы можете найти здесь: http://www.definum.com/Articles.aspx?id=8 . В настоящий момент ищем стратегического партнера.

    С уважением,
    Пётр А. Верёвченко

  2. Pingback: » Хорошие новости или опять о финансировании

  3. Pingback: » Как программисту приходит идея заработать на своей программе?

  4. Pingback: То, что я читаю #18 | kraynov.com

  5. “они подхватят эстафету если после того, как проект будет успешно приносить первую прибыль.” – Зачем стартапу венчурный капитал если он уже приносит прибыль.

  6. Представьте себе разницу между торговой палаткой и гипермаркетом. Стартап – это палатка. Эсли она приносит прибыль – это уже хорошо, но стать гипермаркетом без финансирования стартап вряд ли сможет. Вот для чего нужны венчурные инвесторы.

  7. Я представляю разницу, и понимаю что венчурный капитал для этого. Но в данном случае если палатка приносит доход, то в зависимости от того куда идет доход и кто им рулит можно и гипермаркетом стать и другие гипермаркеты придушить.
    Наличие денег расслабляет, и поэтому гипермаркет может и не открыться. В то же время проходя путь от убыточной палатки до гипермаркета приобретается опыт, которого может и не быть у гипермаркетов которые сразу ими стали.
    Впридачу венчурные капиталисты забирают большую часть.
    В случае если палатка приносит прибыль уж лучше взять тогда кредит который уже есть откуда отдавать.

  8. Согласен, если есть прибыль, то потенциально можно стать гипермаркетом, но времени на это нужно лет десять. А что с прибылью случится за эти десять лет?
    Венчуристы позволяют сделать это быстро и сейчас.
    Насчет кредита не всегда его просто получить. Банки требуют обеспечение, а у стартапа его обычно – нет.
    Я за то, чтобы не брать ни у кого, а тем более у венчурных капиталистов продавая свою долю и стартовать самому, но жизнь сложнее и часто бизнес-ангелы это единственное откуда можно получить финансирование. Да и опытные финансисты не дадут заглохнуть делу, в которое они вложили деньги и будут курировать направление развития. Это тоже плюс для предпринимателя, который еще слаб в финансах.

  9. cosmichorror

    [...]Представьте себе разницу между торговой палаткой и гипермаркетом. Стартап – это палатка. Эсли она приносит прибыль – это уже хорошо, но стать гипермаркетом без финансирования стартап вряд ли сможет. Вот для чего нужны венчурные инвесторы.[...]

    Я бы не назвал палатку стартапом – все-таки стартап это обычно инновационный бизнес, причем в нише, где еще нет существенной или вообще никакой прямой конкуренции. Соблюдение этих условий дает потенциал быстрого кратного (вложениям) роста – это как раз то, что и нужно венчурным капиталистам.

    Если бы ваша палатка предлагала какой-нибудь инновационный способ… чего? Например, Хотя бы доставки товара потребителю (как у меня ;-), тогда, да – это технологический стартап. Иначе – традиционка.

    /* Мой стартап – Торговые автоматы для продажи соков и воды питьевой в упаковках Tetra Pak и ПЭТ 1-5л http://tetra-pak-vending-machines.blogspot.com */

  10. “Палатка” – это же образное выражение. Имелось ввиду сравнение размеров бизнеса. Стартап без финансирования – это маленький бизнес, а малый бизнес хорошо долго не живет. Или живет долго, но несчастливо, как в этой статье
    http://journal.caseclub.ru/2008/02/25/malyj-biznes-i-zakon-kriticheskoj-massy/

    Ему нужно становиться средним, а еще лучше – большим.

  11. Pingback: » Золотая жила стартапов

  12. Pingback: » Кто поможет предпринимателю?

  13. lnmalysheva

    Фактически каждый должен расставить приоритеты: быстрое развитие, большая прибыль или самостоятельное развитие и маленькая прибыль. Иногда сам процесс развития завораживает и кружит голову… В добрый путь, Петр!!!

Ответить на Пётр А. Верёвченко, ЗАО "Дефайнум" Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>