Малый бизнес и закон критической массы

Малый бизнес и закон критической массы

Зимой на санях передвигаться по деревне проще и дешевлеВ одной из районных газет мне на глаза попалась любопытная статья. Газета 2007 года, и в то время я ее отложил, заинтересовавшись реальной историей российского фермера. Статья называется “Продаю хозяйство”. Что привело хозяина крепкого на вид фермерского хозяйства, к желанию избавиться от него?

В статье довольно много показательных моментов, схожие черты можно найти и в любом другом малом бизнесе. Итак, почему хозяин сорока шести гектаров плодоносящей земли, комбайна, тракторов, мельницы решил дать объявление о продаже всего этого добра вместе с урожаем? Что привело фермера к такому решению?

Началось все в 1992 году, когда Валентин Александрович Заин ушел из совхоза, где работал главным инженером и решил стать фермером. В те годы у совхоза уже совсем небыло денег и люди стали уходить из него на вольные хлеба. Ушел семеновод, инженер по сельхоз. машинам, мелиоратор и Валентин Александрович решил, что он тоже справится.  Взял кредит, на него купил технику, сеялку, комбайн, два трактора построил мельницу, подвел воду, электричество. Взял землю – 46 гектаров, стал работать. Выращивает пшеницу, ячмень, гречиху. Держит уток, кур, кроликов.

Так в чем проблема? Хозяйство вроде крепкое, земля бурьяном не поросла, техника, хоть и старая, но вся на ходу – работает. А проблема в том, что вырастить урожай – это только часть задачи фермера. Еще нужно его  продать и не просто продать, а получить за него деньги. А происходит вот что: фермер вкладывает деньги, закупает горючее, семена, удобрения. Когда урожай выращен – он, как ни странно, никому не нужен. С большим трудом удается продать зерно по 3-4 рубля за килограмм (по данным 2007 года), причем уже много лет закупочная цена не меняется, хотя все кругом дорожает. К тому же фермер получает деньги за проданное зерно в большинстве случаев лишь через год-полтора.

Как-то Валентин Александрович продал зерно в Корпорацию Продовольственных Товаров, которая только через пять (!) лет  соизволила все-таки отдать деньги, на которые фермер смог купить только пару новых аккумуляторов для комбайна. В итоге получается фермер целый год работал за два аккумулятора. А не хочешь продавать – останешься совсем без денег.

Фермер пробовал выращивать свеклу. Но для ее обработки требуется дорогостоящая техника, цена которой – миллионы рублей. Обычным трактором ее не возьмешь. Пытался разводить поросят, которых у него было почти сорок штук, но только надорвался.  В одиночку с этим не справишься. Сейчас занимается только зерновыми. Кредит с большим трудом отдал года за четыре, больше не брал. Его сосед Василий Петрович как-то обратился за кредитом в 50 тыс. рублей в банк на солярку, но давали только миллион и под обеспечение в десять миллионов, которое Василий Петрович не смог предоставить, выкручивался сам.

Когда давали землю, то выделили ее в 15 километрах от дома (говорят, был Указ Президента, давать рядом с домом, но “рядом” – у всех понятие разное). Теперь, чтобы от дома доехать до поля на УАЗике, нужно залить бензина примерно на 100 рублей. Теперь вспоминаем про тракторы и комбайны, сколько они сожгут горючего, пока доедут. К тому же земли дали в два раза меньше, чем просили. Всем фермерам в округе наделы выделяли в разных местах, так что они даже помочь друг другу не могут. Как будто специально это было сделано, чтобы посмотреть как они будут выживать по одиночке.

Когда все начинали, фермерам было по сорок лет, теперь – пятьдесят пять. Годы уже не те, и здоровье подорвано фермерским бизнесом. Жена ушла, не выдержав нагрузок и постоянного безденежья, дети уехали в город. Работает один. Все деньги, которые зарабатывает, уходят на поддержку хозяйства, семена, удобрения, солярку. Еще и на технику нужны страховки. Да и на одни техосмотры уходит масса времени и сил. И не дай Бог что-то сломается, еле-еле сводит концы с концами. А если денег хватает в обрез, то невозможно развиваться, обновлять технику, расширять производство. А без этого любое хозяйство рано или поздно умирает.

Вот такая жизнь и подвела Валентина Александровича к решению о продаже своего фермерского хозяйства. Но только очереди из желающих купить не наблюдается. Приезжим фермерское хозяйство не нужно, они скупают бывшие совхозные земли за бесценок у сельчан, получивших лоскуты земли после развала совхоза. А свои прекрасно знают, что такое фермерство. Как они его называют: “добровольная каторга” и даже даром не хотят впрягаться в эту кабалу.

Заключительные замечания

Я не буду делать выводов, обобщать, искать виновных. Я знаю одно, что есть закон критической массы, когда количество переходит в качество. Если применить его к малому бизнесу, то разорение малых предприятий – это естественный процесс. Для того чтобы выжить, малое предприятие должно достигнуть определенной критической массы. И в каждом бизнесе – эта масса своя. А для фермера – один в поле не воин. Одинокий фермер должен разориться рано или поздно.

В наше время с каждым годом размер критической массы, необходимой для выживания, становится больше. Поэтому сейчас активно происходит процесс объединения компаний. Если предприятие не достигло необходимого размера в течение нескольких лет, то возникает кризис в том числе и по этой причине, который может привести к закрытию предприятия. К тому же с каждым годом стоимость вхождения в бизнес увеличивается, что объясняется  экономическими законами. Чем больше игроков на конкретном рынке, тем дороже будет стоить вхождение в него, и тем большей массой должна обладать компания, для того чтобы остаться в бизнесе.

При этом не все так грустно. Радует то, что появляются новые виды бизнеса, сумма вхождения в которые не очень велика. Это относится к стартапам и особенно к IT стартапам. Если для выхода на рынок коробочного программного обеспечения требуются значительные вложения, то создать социальную сеть до недавнего времени можно было практически “на коленке”. При этом нельзя забывать, что стартап – это такой же малый бизнес, и если вовремя не позаботиться о достижении критической массы и переходе его в другое качество, то через какое-то время он тихо умрет сам собой.

Для желающих  полностью почитать статью “Продаю хозяйство”, выкладываю сканированный вариант в формате pdf (350 кб).

  1. Pingback: » Один в поле? Воин!

  2. Pingback: » Что такое, ваш стартап не закончится никак?

  3. alex13

    Небольшая ошибка (в газете указано что деньги корпорация заплатила не через 5 лет, а через 2.5 года).

    А вообще главная проблема, как видится со стороны – выгодно продать урожай. Что для простого фермера, конечно, не так просто. Большинство хозяйств, где заботятся не только об урожае, но и о сбыте, сейчас работают с неплохими прибылями.

  4. Тут дело не в критической массе (на рынок то он уже зашел), а в неграмотной стратегии (зачем отдавать задаром зерно, когда есть мельница и можно еще чуток вложиться и продавать хлебобулочные изделия).

  5. Mik

    И “есть мельница” это также совсем другой бизнес как от зерна, так и хлебобулок.
    Кстати, очень выгодный сейчас, инвестиционная окупаемость менее года, сбыт всей производимой продукции беспроблемный. (у жены клиенты на кредитование такие когда проходят,их финансовые картинки очень привлекательные начиная с прошлого года)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>