Консультанты, тренинги и капуста

Консультанты, тренинги и капустаОбучение – дело весьма доходное. По крайней мере так было до кризиса. Огромное количество шарлатанов тренеров в костюмах от Версаче и поддельных часах Патек Филипп, бороздят корпоративные просторы. Их услуги не дешевы и достигают 9 тыс. долларов за тренинг. Чтобы сделать себе имя бизнес-тренера, многого не нужно. Издать пару книжек, да поездить некоторое время по стране. И вот, имя уже на слуху. “Ах, это тот самый…” и можно требовать высокие гонорары.

Сейчас около 80% предлагаемых на рынке тренингов – шоу. Попса – чуть ли не с песнями, плясками и приглашенными звездами.

– Хотите ли вы больше денег?” – тренер совершает пируэт в стиле Джима Кэрри, и застывает, протягивая микрофон в зал.
– ДА!  – взрывается зал.
– Хотите ли вы быть счастливыми? – кричит тренер, вздымая руки, обращаясь к небесам.
– ДА-А-А! – неистовствует зал.
– Алилуя!

Хотя, последнее слово произносят не все, и не всегда :) . И что теперь? А кризис, ребята. Хотя и на кризисе можно денег срубить. Ну-ка скорее сделаем новый тренинг. “Kill-кризис”. Поменяем некоторые слова с нашем стандартном и получим:

– Хотите ли вы преодолеть кризис?” – тренер подается в перед, и указывает на сидящего в первом ряду.
– ДА!  – кричит зал, вслед за одухотворенным вниманием бизнес- гуру – зрителем.
– Хотите ли вы быть вне кризиса? – кричит тренер, быстро перебегая на другой конец сцены и указывая следующую жертву.
– ДА-А-А! – все вскакивают, и аплодируют стоя.
– Алилуя!  Ой, опять вырвалось, я до тренинга  у “Свидетелей…” подрабатывал .

Шоу – это здорово, но зайдем с другой стороны. Есть еще 20% нормальных тренеров, которые обучают результатам. Сейчас знающие люди рекомендуют покупать результат, а не тренинговые дни. Возникает вопрос: а как измерить результат? А измерить его можно количеством решаемых задач. А что такое решение задачи? Это – ключ.

В своей жизни мы решаем множество задач. Мы ищем ответы на вопросы, и изучаем опыт других людей. А были ли у них похожие? Как же они решали задачи? И тут-то на помощь приходят консультанты и тренеры.

Как-то слышал интересную мысль о том, что консультанты – это люди, предлагающие ключи от замков, которые кто-то когда-то открывал. Жаль, что наша жизнь предлагает все время разные замки. Только к простым замкам подходит общий ключ, а сложные – требуют изготовления своего, а то и нескольких разных ключей. Простая задача решается просто. Зачастую, для этого достаточно заглянуть в Интернет в раздел маленькие хитрости, чтобы узнать, как выжать сок при помощи домкрата. Ах, у вас нет под рукой домкрата? Ну тогда этот ключ вам не подходит. Ищите дальше.

Решение сложных бизнес-задач похоже на путь по лабиринту, а технических тем более. Вы подбираете ключ к одной двери, а за ней находится вторая, вы с трудом ее открываете, и  уже кажется, что решение близко, но между вами и решением вырастает еще одна дверь, к которой ни один из использовавшихся ключей не подходит.

За свою жизнь консультант обрастает множеством ключей, которые применялись один раз и подходили к одному замку в конкретной ситуации. Вот приходит такой консультант к клиенту, развязывает походный консультантский мешок, и вываливает на стол заказчика гору ключей, больших и маленьких, ржавых от долгого лежания без дела, и блестящих, только что изготовленных, железных и сделанных из золота 999-й пробы.

“Вот” , говорит  он – “этот ключ мы применяли у такого-то клиента, этот у такого-то. А этот – мой любимый. Пока мы его выпилили, семь потов сошло, но дело того стоило. Вот и вам что-нибудь подберем”. И клиент верит. Верит, что среди этой горы ключей, есть тот единственный, который решит его проблемы. И начинает консультант свои сказки тренинги… а результат – слабый, поскольку он предлагает чужие ключи для решения чужих задач. Нельзя сказать, что это не работает. В каких-то случаях ключи почти подходят, но в большинстве случаев их нужно “подпиливать”.

В книге “Достижение максимума” Брайн Трейси утверждает, что есть действенный рецепт быть успешным. Это всего лишь делать то, что делали успешные люди, и успех придет сам собой. Не так ли поступают консультанты? Говорят: делайте так как мы делали там-то, и у вас будет все так же хорошо. Что в переводе означает “используйте этот ключ и он откроет ваш замок”. Я бы чуть перефразировал совет Брайна Трейси “изучайте то, что сделали успешные люди, изучайте как они это сделали, но будьте готовы к тому, что в вашем случае, нужно будет делать иначе”.

Старых замков больше не существует. Вы не можете оказаться в то же время, в том же месте, и с теми же идеями, что и успешные люди (нельзя утонуть дважды в одном и том же болоте). Вы можете лишь изучить их опыт, но ключи к своим замкам вы должны будете сделать сами. Тренируйтесь на кошках простых замках, открывайте их сами, развивайте в себе новые навыки, идите от простого к сложному, и не принимайте на веру все, что говорят консультанты.

P.S. А при чем здесь капуста, спросите вы? Да при том, что основная цель консультантов не в том, чтобы помочь вашему бизнесу, а в том, чтобы нарубить ее, родимую :)

  1. Pingback: » Зачем перечитывать Киосаки?

  2. Pingback: » Какие приемы продвижения не работают в B2B?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>