Почему вы не богаты как Макдональд, если можете делать гамбургеры не хуже?

Почему вы не богаты как Макдональд, если можете делать гамбургеры не хуже?

ГамбургерВ книге “Богатый папа, бедный папа” Роберта Кийосаки есть хороший пример. Кийосаки проводил лекцию перед студентами.  Разговор шел о бизнесе. 
– Вы были в Макдональдсе? Пробовали гамбургер?
– Пробовали! – студенты живо представили булочку с кунжутом, сочной котлетой и хрустящим листом салата.
– А можете сделать такой же дома?
– Можем!!! – раздался хор голосов
– Тогда скажите мне, – Кийосаки сделал паузу и понизил голос, – почему у вас не столько же денег, сколько у Макдональда? Зал затих в ожидании ответа… 


Что ответил Кийосаки, вы знаете. А для тех, кто не читал – ответ в конце этого поста. Сегодня речь пойдет не о гамбургерах. В продолжении темы о малом бизнесе и законе критической массы, а сейчас я хочу рассказать еще одну историю, которая недавно попалась мне на глаза. Я бы назвал ее “шляпный бизнес.

Началось все в 1991-м году, когда Елена – зачинатель бизнеса, работала инженером-электронщиком на заводе. Как-то подруга попросила ее сшить кепку для мужа, та сшила, а муж в первый же день эту кепку продал (работал в театре на Арбате и у него небыло денег на обед). Она сшила еще одну, тот и ее продал, когда муж подруги продал третью кепку, Елена поняла, что на этом можно заработать и дело пошло. Стала по ночам кепки шить и на Арбате продавать. С работы уволилась, поскольку денег там давно не платили. Сама стояла с одной кепкой в руках, а ее муж в кустах с сумкой товара, так их милиция в первый раз и взяла, как говориться с поличным как спекулянтов. Правда тогда они выкрутились, продали(!) три кепки самим милиционерам по дешевке, и их отпустили (сейчас бы просто товар конфисковали бы и все дела).

Тогда Елена решила зарегистрироваться как предприниматель и работать легально. Кепки стала сдавать в магазины и через несколько лет в 1996 году познакомилась с Ольгой, которая тогда работала в НИИ и очень любила шить. Та бросила работу и тоже зарегистрировала ИП. И стали они работать на пару. Сами искали фурнитуру подешевле, сами ездили за тканью и развозили товар по магазинам. Потом стали шить шляпы для женщин, что оказалось более выгодным и дело стало расширяться. в 1998 году стали привлекать подруг и знакомых к работе. Но тут случился кризис, который подтолкнул предпринимателей перейти к фетровым шляпам. Технология изготовления таких шляп отличалась кардинально, вместо шитья – горячая формовка фетра на деревянных формах 

Коллекция эксклюзивных фетровых шляп для женщин
Эклюзивные шляпки из фетра (фото с сайта Ваша шляпка)

Но Ольге нравилось формовать шляпы и она поняла, что это дело всей ее жизни. Для того чтобы шляпы лучше выходили, она формовала распаренный фетр голыми руками, после одного из неудачных формований у нее слезли ногти. Квартира стояла вся в деревянных болванках со шляпами, а в воздухе висел пар и фетровая пыль. Работать дома стало невозможно и они стали искать помещение, одно, второе, третье, наконец сняли 150 квадратных метров, где можно было разместить всех работников. К 2003 году Ольга с Еленой производили такое количество шляп, которое не готовы были брать московские оптовики. Купили четверку и сами стали ездить по регионам и предлагать свой товар.

В 2003 году  предпринимательницы получили золотую медаль в на выставке “Шапо” в категории фетр. Вроде все хорошо, но есть и другая сторона медали. Денег этот бизнес не приносит. Все, что зарабатывается, уходит обратно в дело. Растет аренда, работники долго не задерживаются в тяжелых условиях труда. Ведь на фабрике аналогичная формовка шляпы производится в перчатках, а здесь, чтобы получить нужно качество, приходится работать голыми руками. Магазины не покупают продукцию, а берут на реализацию. А если шляпа повисела в витрине несколько месяцев, то она пылится и теряет товарный вид. Ее уже никто не купит. Вот и получается, что за десять лет совместного бизнеса Ольга с Еленой хоть и занимаются любимым делом и делают очень неплохие шляпы, но так и не разбогатели. Возможно  потому, что их бизнес очень напоминает LifeStyle бизнес.

Интересно, что эта история очень похожа на десятки других. Я знаю женщину, которая, которая делает вручную манекены из папье-маше. Сама варит клей, сама обклеивает формы. У нее маленькая квартирка, взятая в аренду, заваленная манекенами и формами для них. Все делается вручную, денег это приносит мало, но и бизнес бросать страшно, куда еще можно пойти в уже не слишком молодом возрасте? Приходится тащить бизнес дальше.

Изготовление манекенов вручную из папье-маше - нелегкая задача
Изготовление манекенов вручную из папье-маше – нелегкая задача.

Теперь вернемся к вопросу, который звучал в начале поста. Почему вы не богаты как Макдональд, если можете делать гамбургеры не хуже.  А ответ – очевиден: сделать гамбургер, даже очень хороший – это не бизнес. А вот продать его с выгодой – это бизнес. Но при этом совсем не обязательно делать этот гамбургер самому. И как говорил Киосаки “так много талантливых людей бедны, потому что сосредотачивают свое внимание на создании лучшего в мире гамбургера и ничего не понимают в системе бизнеса”.

  1. Недавно были втроем на кухонных посиделках, где второй был Махровый Продавец (МП), третьим Начинающий Предприниматель (НП), испытывающий типичные трудности.
    МП внятно пересказал правду жизни, что в процессе продажи денежные интересы покупателя не должны быть первичными в твоей голове, иначе, угождая, вылетишь в трубу.
    НП задумался, помолчал, говорит – это мне полностью свою натуру переделывать придеться…

  2. Все умные книжки учили и продолжают учить нас работать для клиента и во благо клиента. НО только если вы сотрудник компании. Если вы владелец – клиент это только средство получения денег. Если владелец будет работать полностью во благо клиента, то должен все товары раздавать бесплатно. По этому в бизнесе есть закон – каждый сам за себя. Клиент ищет как получить побольше и подешевле (лучше – даром), а предприниматель ищет как дать поменьше и подороже. Это – правда жизни, о которой забывают начинающие предприниматели.

  3. Pingback: » Как повысить эффективность бизнеса?

  4. Pingback: » Есть ли потребность в вашем продукте?

  5. Pingback: » Когда покупатель не смотрит на цену?

  6. Вот он мышление работников и специалистов из кийосаковского квадранта. Приведенные примеры очень типичны для малого бизнеса, отличное наблюдение. Что же делать влюбленным в дело? Все верно мышление менять или может быть предприимчивого человека в долю взять и все станет на места.

  7. Сергей

    Я сам в свое время работал продавцом консультантом в одном из цифровых магазинов, получал процент от продаж.Перейду к делу, в нашем магазине продавались телевизоры одной ценовой категории и идентичных характеристик, так вот телевизоры SONY продавались лучше чем их конкуренты от фирмы Samsung, а причина была проста это не повышенный бонус или доверие к бренду, причина смешная, при демонстрации телевизора Samsung нужно было прикручивать ножку а у его конкурента она была прикручена, что экономило время продавца. Вот и называется сделай хороший продукт а он не продается =)

  8. Спасибо, Сергей за интересный пример. Вот как маленький пустячок, может перечеркнуть все достоинства товара. А ведь хорошая была идея, ножки отдельно, места занимает – меньше, а вот как обернулось :)

  9. Pingback: » Бизнесменом может стать каждый…

Ответить на Сергей Трофимов Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>