Как писателю выжить в цифровом веке?

библиотека и электронные книги

Мир меняется, еще совсем недавно все, то-есть абсолютно все книги были бумажными. Я думаю, что вы еще помните эти времена. Сейчас кругом цифра. Если оглянуться в вагоне метро, то можно увидеть множество читателей, которые держат в руках планшеты, book-ридеры, а обладающие (пока) орлиным зрением, пытаются читать с мобильных телефонов. Но и бумажные книги пока еще остались. И, скорее всего, останутся в определенном сегменте, но для массового читателя печатная книга постепенно уступает свое место электронной.

Издательский бизнес уже не так безоблачен, как было раньше. Небольшие издательства разоряются и в лучшем случае поглощаются гигантами, которые берут количеством и разнообразием авторов.  Почему-то все книжные сети не хотят принимать на себя риски и не выкупают книги у издательств, а берут на реализацию. Часто получается так, что тираж многих книг так и остается нераспроданным. И дело даже не в том, что хороших авторов нужно еще поискать. Сейчас много всякой литературы получше и похуже. Но даже если получилась неплохая книга, которая хорошо продается, то пираты просто не оставляют издательствам шансов. Хорошие книги сканируются и выкладываются в общий доступ просто с космической скоростью, после чего продажи печатных экземпляров тут же падают, а через некоторое время, все непроданные остатки можно выкинуть – книга устарела (IT касается в первую очередь). 

По статистике 30% взрослых людей в крупных городах читают книги в электронном виде, из них 90% – только нелегальный контент. С  пиратскими сайтами бороться довольно трудно. Например, «Флибуста» базируется в Голландии, а «Либрусек» в Эквадоре, куда наши правоохранители добраться точно не cмогут. Можно начать борьбу с теми кто скачивает, однако, масштабы бедствия таковы, что стоимость таких мероприятий превысит все разумные пределы, и не сможет окупиться никакими доходами правообладателей.

Вот и получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Авторы стараются разбивать произведения на несколько частей, писать продолжения, использовать нестандартные ходы по продвижению.

Еще Пушкин умел подогревать интерес к своим книгам у издателей, например, публикуя части своих произведений в альманахах. Горький вообще создавал  книжный рынок, это он придумал серии книг «История фабрик и заводов»,  Academia, ЖЗЛ. Серия Жизнь замечательных людей до сих пор живет и пользуется устойчивым спросом.

С развитием цифровых технологий авторам, как кажется уже нет нужды бегать за издательствами, можно распространять свои изобретения в электронном виде. Естественно, проблемы пиратства такой подход ни чуть не решает, однако делает возможным быстрое издание новых частей с минимальными затратами.

Даже маститые писатели экспериментируют с электронными версиями своих произведений. К примеру Борис Акунин не передает права на распространение электронных версий своих книг издателям, а сам ими занимается . Правда, и о результатах помалкивает. А вот Сергей Лукьяненко не испугался и огласил результаты своих экспериментов по продаже электронных Дозоров. Для начала он попробовал «Амазон», который удобен всем, кроме отсутствия в нем русскоязычного раздела. Пришлось пойти на хитрость и сделать английскую обложку. На “Амазон” было продано 55 экземпляров, прибыль – аж 204 доллара. На сервисе отзывов о книгах и фильмах Имхонет есть возможность поблагодарить автора, причем не простым “спасибо”, а реальными деньгами. Через этот сервис Сергей Лукьяненко собрал  70 488 руб – это продажа как бумажных, так и электронных изданий, плюс “спасибо” от читателей, причем бумажные дали 43 737 – т.е. основную массу. А  электронные  26751 руб. – Уже кое-что. Продажа через сервис plati.ru принесла ему уже 4 тыс. долларов. В итоге по всем электронным продажам получено около 10 тыс. долларов (для круглого счета). Что примерно 1/10 часть от того гонорара, что он получает от продажи бумажных экземпляров. И по итогам экспериментов были сделаны такие выводы:

Для реальных продаж электронных экземпляров писатель должен быть популярным. А если автор популярен, то печатные издания приносят больше, по крайней мере в настоящий момент.

И тут оказывается, что для разных жанров литературы нужно использовать разные стратегии. Для фантастики электронная книга может быть рекламой бумажной версии, а вот для жанра интеллектуального романа электронная версия, по словам Александра Архангельского, может стать катастрофой. Тираж его книг 10-15 тысяч экземпляров (не сравниваем с 120 тыс. у Лукьяненко) поэтому Александр задумался о выходе на электронный рынок раньше чем на бумажный.

Для эксперимента взял свой новый роман «Музей революции». Сделал сайт книги и стал продавать электронную версию по цене в 100 рублей. Сейчас готовится издание бумажного варианта, но предварительно, сокращенный вариант будет напечатан в 10-11 номерах журнала Октябрь, т.е. ее можно будет читать бесплатно. Затем, по плану, через некоторое время после выхода бумажной версии, на сайте книги появится версия для бесплатного прочтения (без возможности скачивания), но с возможностью “благодарности” автору.  И последний, прямо-таки убийственный ход: 10 января, текст книги будет передан пиратам с просьбой поставить ссылку на легальные электронные магазины. Похоже, Александр Архангельский хочет успеть до этого момента распродать свои бумажные варианты, будет интересно посмотреть на результаты.

А что в будущем? Умрет ли печатная литература? Скорее всего – нет, электронную книгу менее удобно читать, хотя, удобно хранить. Все-таки электронные устройства пока не слишком полезны для зрения, батареи садятся, да и с ридерами нужно обращаться нежнее, чем с обычной книгой. Так я, к примеру, долго мучился со своим ридером, пока не настроил более или менее нормальный шрифт, от которого у меня не болят глаза. А после нескольких лет активной эксплуатации, у него облезло все покрытие и появились битые пиксели на экране.

Сейчас идут эксперименты по переводу учебников в электронный формат, а как школьники относятся к учебникам? Пока нет небьющихся экранов и броненакладок на корпусах, вполне законное желание ударить одноклассника учебником по голове, не глядя на то, что учебник-то электронный, приводит к плачевному, в первую очередь для учебника, результату.

Поэзия в электронном виде? Cмешно. В метро ее не читают. Стихи требуют особого настроения, обстановки… Профессиональная, научная и другая не слишком интересная издательствам литература – вот это как раз для электронного вида. Те же IT книги устаревают быстро, поэтому издаются малыми тиражами. Их нужно переиздавать, следуя последним изменениям в IT, за чем бумажные книги просто не успевают. А новое издание или выход новой версии софта отправляет  нераспроданные остатки тиража на свалку.

Книга как подарок в тисненых, отделанных золотом сафьяновых переплетах, конечно останется, как и одноразовые pocket-book, с детективами и кроссвордами, которые можно взять с собой в поездку и после прочтения сжечь выкинуть.

Сюжетная «немассовая» проза, в жанре которой работает Александр Архангельский будет появляться сначала в электронном виде, потом на бумаге – как «книга второго чтения», по рекомендациям.

Возможно, скоро большинство таких книг будут издавать в цифре, а каждый читатель сможет за небольшие деньги напечатать для себя бумажный вариант, в каком-нибудь киоске Kodak-Book возле своего дома, как мы сейчас печатаем фотографии.

По материалам лекции Судьбы бумажной книги в электронную эпоху”  писателя, филолога и журналиста Александра Архангельского, прочитанной 6 сентября 2012 года

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>