Не нужно быть большим оптимистом, чтобы видеть идущий подъем бизнеса. Похоже, кризис идет на спад. Многие компании начинают новые проекты и открывают вакансии. Постепенно, даже несмотря на традиционное летнее затишье, начинают увеличиваться товарные обороты, и сейчас самое время вложить деньги в новое направление бизнеса, чтобы воспользоваться скорым подъемом экономики.
Я люблю сравнивать компании с кораблями, которые плавают в море бизнеса, стартапы – быстроходные катера, быстро маневрирующие и обгоняющие большие корабли, но имеющие весьма ограниченный запас хода. Корпорации – огромные океанские лайнеры, которым не страшны даже большие бури – они не пойдут ко дну, в крайнем случае – просто поменяют хозяина, но вот с маневрами у них – слабовато. Чтобы изменить курс современного “Титаника” – нужны усилия не одного капитана, как например, в небольшой компании, а слаженная работа всей команды управления, каждый из участников которой дергает за свой рычажок.
Если в корабле-стартапе есть один двигатель (бизнес-идея), то в большинстве среднего, не говоря уже про крупный бизнес, таких двигателей несколько. По-научному это называется диверсификация бизнеса. Каждое бизнес-направление поддерживает другое. В один момент прибыльнее один бизнес, в другой момент – другой. Совместная работа разных направлений помогает компании быть в постоянном движении.
Если нет ветра, и парус висит как тряпка, то корабль толкает двигатель, питающийся от солнечных батарей. Солнце скрылось, а ветра все еще нет, капитан включает дизель, помня, что запас хода ограничен имеющимся запасом топлива. Но солнечные батареи рано или поздно перестают отдавать энергию, дизели – ломаются, а паруса – рвутся. Старые товары перестают продаваться когда заканчивается их жизненный цикл, и нужно искать новые. Если компания не думает о будущем и нагружает имеющийся двигатель не заботясь о его модернизации или замене (создавая новую линейку товаров и услуг), то рано или поздно такой корабль остановится посередине бизнес-океана.
Поэтому в тех компаниях, которые заботятся о будущем, как это делает, например, компания 3M, постоянно идет работа над новыми идеями. Создание нового бизнес-направления – это как создание нового стартапа, но с использованием ресурсов компании. Представьте себе корабль, который идет под парусами при попутном ветре. Прозорливый Капитан понимает, что ветер будет не всегда, и решает установить на свой корабль дополнительный дизельный движок. Провести в порту, скажем, год, полностью переоборудуя судно – нет ни времени ни денег. Это же – бизнес. Пока есть попутный ветер – нужно идти вперед, зарабатывая деньги на модернизацию, поэтому необходимые детали грузятся на корабль, а монтаж и наладка нового движка планируется прямо на ходу. Для чего набирают новых людей, а также используют часть имеющейся команды. В этом главное достоинство стартапа внутри компании, можно использовать уже рабочие ресурсы, инфраструктуру, и опыт имеющихся специалистов для эффективной работы.
Поскольку часть команды работает в новом проекте, а сам винт еще не толкает, а только тормозит движение, все это замедляет ход корабля. Но запаса скорости достаточно, чтобы выдерживать это увеличение нагрузки, по крайней мере какое-то время. Главное, что пока идет наладка, корабль не останавливается, а продолжает свой бизнес-путь, хотя и чуть медленнее, чем он это делал до начала модернизации. И только после запуска нового движка на полную мощь, можно отправиться в еще более далекое плавание с еще большим грузом на борту. Понятно, что на ходу работы будут проводиться дольше, чем в доке. Главное, чтобы капитан не разочаровался и не выбросил двигатель за борт раньше времени, как это иногда бывает.