Стоит ли начинать интернет-проект в кризис?

Начинать и не сомневаться, – рекомендует  Максим Спиридонов – глава продюсерского центра «Ройбер». Проект начинать стоит всегда, если есть уверенность в своих силах, энергия и желание работать. Единственное, что нужно сразу понять. На чем этот проект будет зарабатывать.

На чем зарабатывают интернет проекты? По большому счету есть всего две модели заработка в таких проектах. Заработок на рекламе и заработок на сервисе. Рекламная модель предполагает, что вы продаете место под рекламу на вашем ресурсе. Эта модель не предполагает больших организационных затрат, однако требует раскрученного ресурса. Ведь, фактически, продается посещаемое место. И чем больше посещений, чем более узкая ниша у проекта, тем интереснее это место будет для рекламодателя.

При этом не стоит забывать, что есть и входные барьеры. Если на вашем ресурсе меньше 300 посетителей в день, то даже Яндекс.Директу это не интересно. Я уже проводил расчеты, по поводу того, сколько посетителей нужно на получение хоть какой-то более или менее адекватной суммы от контекстной рекламы.

Вот и в своем интервью Максим Спиридонов говорит о том же “как и раньше крупные электронные СМИ, имеющие значительную аудиторию, репутацию и хорошие отделы продаж, прекрасно монетизируются. Отлично зарабатывают авторитетные общественно-политические новостные проекты типа Ленты.ру, Ведомостей, Коммерсанта, а также многие нишевые издания, затребованных рекламодателями Рунета тематик. Таких, как «авто», «недвижимость», «банки, кредиты, ипотека» и т.п. Изданиям общего профиля или менее затребованных тематик и раньше не доставалось особо много рекламных денег. Сейчас стало еще сложнее. Зарабатывают только те, кто смог собрать аудиторию хотя бы в несколько десятков тысяч человек в сутки. Остальным, действительно, сейчас приходится не сладко.”

Спиридонов подтверждает мысль (а не верить ему – нет основания) о том, что информационный проект должен собирать несколько тысяч посетителей в день и только в этом случае он становится интересен для рекламодателя.  А сбор такого числа посетителей для молодого проекта дело не простое, но весьма творческое. Как говорит Максим, если подойти к делу с душой, то это будет увлекательное путешествие в неизвестность.

С другой стороны, кризис (хотел написать это слово с большой буквы, но, передумал, сколько еще кризисов у нас будет…) становится санитаром леса. И убивает в зародыше слабые и нежизнеспособные проекты. В этом плане, начинать сейчас даже интереснее. Вы практически сразу поймете, насколько ваш проект может зарабатывать в сегодняшних нелегких условиях. И не стоит повторять путь, который ведет к провалу. Выйти сейчас на рынок новыми “одноклассниками, только в два раза лучше” – можно, проблема в том, чтобы зацепиться и остаться на плаву. 

Еще вопрос в качестве аудитории. Для рекламодателя важно не количество кликов по его баннеру, а в конечном итоге – количество покупок его продукции. Если у вас многотысячная аудитория, у которой или нет денег или моральные принципы такие, что их тошнит от рекламы, то чтобы привлечь рекламодателя – нужно очень постараться. Возьмите пример блогосферы. Многие “тысячники” – не размещают рекламы, поскольку они ведут свои блоги, для собственного морального удовлетворения и собирают вокруг себя таких же ненавистников рекламы. Хотя даже 4-5 тысяч читателей блога в день, не идут ни в какое сравнение с десятками и сотнями тысяч посетителей новостных сайтов.

Контентные проекты делать вполне своевременно и сейчас, как говорит Спиридонов, но нужно изначально думать откуда брать финансы. Если это реклама, то нужно определиться с тем, какому рекламодателю (или рекламодателям) будет интересно купить часть внимания вашей аудитории и за сколько. Если же действовать по принципу «мы сейчас чего-нибудь классного намутим, а потом продадим рекламу»,  то весьма вероятно, что рекламу продать не удастся.

А последняя фраза, очень точно характеризует ситуацию. Только вчера я разговаривал с редактором одного из изданий, который собирается делать новый Интернет-проект. Именно так он и говорил. “Мы начнем делать проект, народ сам на него повалит, а мы будем продавать рекламу и еще контент по подписке. Cкажешь, не продадим рекламу? Посадим менеджера на телефон и продадим!”

Сейчас рекламодателей нужно убеждать, что реклама на вашем ресурсе – эффективна. Это может быть не только высокая посещаемость, а в большей степени, выверенная тематическая ниша и соответствующая аудитория сайта. Что обязательно должно быть подтверждено цифрами.

Теперь о второй модели заработка – сервисной. Сервисная модель заключается в том, что пользователи платят за определенные услуги. Эта модель даже более жизнеспособна, чем рекламная и заработать на ней можно совсем не плохо. Например на сайтах знакомств платежи от оплачиваемых услуг, серьезно превышают поступления от рекламы. Главное, чтобы услуги были интересны потребителям. А вот платить за информацию, распространяемую по подписке, по мнению Спиридонова, большинство пользователей Рунета еще не готовы. Если в вашем проекте нет невероятно эксклюзивной и полезной информации, такой, без которой читатели не смогут обойтись, то такой проект с большой вероятностью прогорит.   

Я бы добавил, что огромное количество видео-аудио-flash курсов, которыми сейчас наводнен Интернет, относятся именно к этой модели. Какие-то деньги на ней можно собрать, однако, вряд ли это будут серьезные деньги.

И даже сейчас, найти деньги под проект также можно, хотя и сложно. Для этого у проекта должна быть реалистичная модель заработка, которая подтверждена не только расчетами, а, лучше всего, работающей, согласно плана моделью, уже приносящей какой-то доход. Инвесторов намного лучше убеждают реальные цифры доходов и расходов, чем голые идеи, которые без реализации, в большинстве своем, не стоят ничего.

  1. Небольшое дополнение от практика.

    Если хотеть сделать $ миллион за год – то соваться в интернет-проекты имхо не стоит.

    Если же развивать малый бизнес – вполне можно стартовать даже без привлечения внешних инвестиций.

    Направление веб-проектов на сегодняшний день приносит мне около 50 тысяч рублей в месяц (за последние 9 месяцев сумма выросла в 10 раз – начинал я с 5 тысяч рублей).

    Все эти деньги я реинвестирую в создание новых проектов (и развитие существующих). Думаю, к новому году допрыгнуть до 300 тысяч в месяц (скорость прироста прибыли сильно увеличилась – сейчас появились наемные работники и все закрутилось сильно быстрее).

    Имхо неплохо, рост в 60 раз за 12-14 месяцев.

    Т.е. миллионов тут наверное нет (точнее есть – но идти к ним нужно несколько лет), а вот на жизнь и развитие бизнеса заработать вполне реально.

    Если интересно – могу рассказать где лежат деньги для небольших проектов (типа Вашего блога).

  2. Да, интересно. А Вы на 50 тыс. рублей кормите офис и четырех работников, об открытии которого писали в своем блоге в апреле. Или это уже пройденный этап?

  3. Прошу прощения за долгий ответ – почему то не сработала подписка на емайл.

    На 50 тысяч я сейчас кормлю офис и 1 работника на зарплате (+6-7 фрилансеров которые подрабатывают небольшие суммы).

    В принципе, в июне по итогам месяца я даже оказался в плюсе примерно на 15 тысяч. Посмотрим, какие будут итоги в конце лета (обороты продолжают расти, главное чтобы рост расходов не сильно попортил динамику).

    По заработку.

    Для небольших веб-проектов найти прямых рекламодателей довольно тяжело. Поэтому, стратегия тут фактически одна: пока проект не вырос до средних масштабов (больше 1000 посетителей в день) – мы зарабатываем как можем.

    Заработок: продажа ссылок через биржи (делать это нужно очень аккуратно – но тем не менее), продажа статей (тоже через специализированные биржи), контекстная реклама.

    Если все делать правильно, обращая большое внимание на детали и не пытаясь получить быстрых денег (читай – принимать решения на перспективу) средний сайтик с тысячей страниц в индексе (это около 150-200 публикаций, если использовать правильно настроенный WordPress) зарабатывает около $200 в месяц суммарно.

    Если дело не забрасывать – то заработки будут медленно, но стабильно расти. К примеру, первый мой сайт (не блог, а именно сайт для заработка) созданный больше года назад сейчас зарабатывает $400 в месяц чистыми (за вычетом оплаты переводчикам и людям, публикующим контент).

    Тут работает стратегия “копеечка к копеечке” – очень много незначительных улучшений позволяют увеличивать оборот на 0.1-0.5% каждое (например, правильная перелинковка внутренних страниц). Суммарно же эффект от постоянной работы по оптимизации заработков на сайте выливается в 50-70% оборота.

    Дьявол в деталях =)

  4. Да, еще один ориентир для начинающих бизнесменов. Мой блог из подписи (инвестиции для новичков) не считая прямых рекламодателей приносит около 4.5 тысяч рублей в месяц.

    Имхо, неплохо для сайта, на который я пишу в среднем раз в месяц.

  5. Платная подписка вряд-ли будет пользоваться спросом. Сейчас век доступной информации.

    Модель заработка простая: продажа ссылок с внутренних страниц с помесячной оплатой + продажа статей на вторичных страницах (внизу на главной странице ссылки на несколько каталогов статей, статьи продаются частично с разовой, частично с помесячной оплатой).

    Самое приятное – что
    а) деньги зарабатываются в автоматическом режиме, я не трачу на это времени.
    б) заработок не зависит от аудитории блога. 600 подписчиков я набрал из тщеславия, а не для денег.

    Иногда бывают прямые рекламные посты, но в целом они не делают погоды. Так, раз в пару-тройку месяцев принесут лишних $50.

  6. Количество рекламодателей во время кризиса значительно сократилась, а оставшиеся срезали свои рекламные бюджеты. Отсюда следует, что рекламные позиции в контекстной рекламе стали значительно дешевле. Стартовать проекты ориентированные на продажи товаров оказание услуг, можно дешевле (если использовать для привлечения контекстную рекламу). По моему так, кризис самое время для старта интернет проектов.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>