Есть ли потребность в вашем продукте?
Любой стартап начинается с выяснения потребности в продукте или услуге. Если вы так не сделали, то ваш будущий бизнес не вырастет из хобби, вы может быть и сделаете лучший в мире гамбургер, но не бизнес. Если в вашем продукте нет потребности, то вы не сможете окупить издержки, и, рано или поздно, вам придется заняться чем-нибудь другим.
Потребность – это отсутствие чего-то нужного, полезного или просто того, что потребителю хочется. Так, если вы захотите сделать бизнес по продаже водопроводной воды, в городе, где у каждого кран под боком, то он с вероятностью 99,9% потерпит неудачу, (я оставляю для себя одну десятую процента но об этом дальше), но, скажем, в пустыне – это неплохая бизнес-идея.
А если же вы изобрели инновационный способ дешевого получения воды из воздуха, то очень неплохой бизнес можно построить на продаже, самонаполняющихся стаканов (вот на что я оставил одну десятую) и вы не просто разбогатеете, вы станете неприлично богаты, так что хватит вашим детям и внукам (конечно, если вас раньше не пристрелят производители бутилированной питьевой воды).
Представьте как изменится мир. Солнечный день, вы сидите в шезлонге на пляже, легкое дуновение ветерка и соленые волны с шуршанием накатываются на прибрежную гальку. Чуть пересохло в горле, и вы неторопливо расстегиваете пляжную сумку и берете в руки пустой super-mega-water-filled-up-glass стакан. Легкое нажатие на кнопку, щелчок, тихое гудение и стакан начинает наполнятся водой из воздуха прямо на глазах. Вы поднимаете стакан повыше и смотрите сквозь тонкое запотевшее стекло на прозрачную воду с маленькими пузырьками крутящимися в небольшом водовороте. Вы подносите стакан к губам и чувствуете приятных холодок. Вы отмечаете про себя, что не зря бились с инвесторами за встроенную функцию мгновенного охлаждения, она делает процесс питья особенно приятным и освежающим в жаркий день, но главное не забыть вовремя менять батарейки в небольшом ядерном реакторе весом в две с половиной тонны, который конечно же не сильно обременяет
Но вернемся на Землю. При выводе нового продукта, потребители даже и не догадываются о том, что эта замечательная штука, которую вы сделали, им нужна просто позарез (раньше не было факсов, компьютеров, автомобилей в конце концов, и кто-то эти вещи купил первым). Зачастую, ваши будущие покупатели обходятся другими средствами, но вы можете удовлетворить их потребности проще, легче, дешевле. Задача предпринимателя выяснить эту потребность и выяснить пути, каким образом будущие клиенты сейчас ее удовлетворяют. Когда не было факсов – был телеграф, не было телеграфа – были посыльные. До компьютера были механические счетные машинки, а еще раньше счеты и т.д.
Одним из критериев понимания потребности будет цена которую потребитель должен заплатить за ее удовлетворение или цена заменителя, если потребность не удовлетворяется в полном объеме. Так потребитель может сам ввести текст в компьютер или воспользоваться сканером и программой распознавания. Что для него проще, что для него дороже он решает в каждом конкретном случае. Цена может выражаться как в денежном эквиваленте, так и во времени или внимании, которое он должен потратить на решение проблемы.
Если заменителей несколько, и ни один из них не дает стопроцентно необходимого результата, то здесь мы можем достичь конкурентного преимущества, предлагая одно решение вместо нескольких используемых ранее. Но в любом случае, ценность вашего продукта стремительно возрастет, если вы сможете объединить получаемые от разных поставщиков выгоды в одном продукте.
Как выяснить потребности покупателей? Сейчас самый простой способ поиска потребностей – Интернет. Вы можете практически бесплатно провести небольшое маркетинговое исследование и изучить предложения ваших конкурентов. И уже после этого решить, что нужно изменить в вашем продукте, чтобы потребитель хотел им владеть, чтобы он готов был стоять в очередях, за право пользоваться продуктом первым, готов заплатить любые деньги, поскольку у него есть потребность здесь и сейчас (вспомните о том, какие очереди были за IPod или за книгами о Г.Поттере).
Если потребители еще не знают о вашем инновационном товаре, то вам придется создать у них такую потребность при помощи рекламы. Любимый прием продавцов, сначала напугать несуществующей проблемой (создать потребность), а затем предложить продукт как решение. Поговорите с экспертами, если им понравится, пусть они дадут свои рекомендации по использованию вашего продукта.
Предложите товар ограниченному кругу потребителей на пробу, прислушайтесь к их мнению. И последнее, как завещали распространители Гербалайфа – вы сами должны пользоваться своим продуктом (конечно по мере возможностей, если вы придумали лекарство от болезни, то пробовать или не нет его на себе – личное дело каждого), чтобы влезть в шкуру вашего клиента и понять на себе насколько велика потребность в вашем изделии или услуге.