Что такое, ваш стартап не закончится никак?
На днях слышал интересную фразу от одного из основателей стартапа. “Мы уже три года работаем в режиме стартапа. Трудимся допоздна, продажи есть, но прибыли – нет, все деньги уходят на поддержку бизнеса, на развитие не остается и не видно никакой возможности вырваться из этого круга.”
Довольно типичная ситуация для стартапа, который не “выстрелил”. В данном случае – это был обычный туристический бизнес, который был открыт три года назад на деньги учредителей, без больших инвестиций и как-то существует по сей день. Владельцы этого бизнеса, как и десятков других, не смогли акцентировать внимание клиентов на той изюминке, которая выделила бы их из общего числа таких же агентств.
И получается, что с одной стороны фирма не разоряется, а с другой стороны – заказов не так много, чтобы перерасти критическую массу и перейти из малого бизнеса в средний. Кстати, как мы знаем, три года – это срок, когда происходит кризис среднего возраста в фирме. По заявлению руководителя чувствуется, что кризис близко, поскольку он сам недоволен ходом работ в фирме. В режиме вечного стартапа какое-то время фирма будет существовать, но практически без прибыли, если кардинально что-то не изменить, например, найти стратегического партнера, который поможет перевести фирму из режима стартапа в нормальный прибыльный бизнес.
И другой пример. На днях я был в одной софтверной компании, которая начинала как стартап около двух лет назад. Сейчас можно сказать, что это уже бренд, владельцы которого амбициозно заявляют, что возьмут 60% рынка, потеснив других игроков, присутствующих на нем. И у них это вполне может получиться.
Это уже не стартап, а нормально работающая фирма. Когда клиент заходит в офис, то видит греющую душу картину: большое светлое помещение примерно в сто квадратных метров, оборудованное на американский манер, слышно мерное пощелкивание клавиш. Программисты, молча уткнулись в большие жидкокристаллические мониторы, и правят свои исходные тексты, за неплохую по меркам рынка заработную плату.
Изредка звонит телефон и слышится “да, ошибка, а как это выглядит? да, вижу, сейчас исправим”. Руководители в костюмах и галстуках, сидящие за стеклянными перегородками. Спокойная, размеренная работа, и ощущение стабильности, так подкупающее клиента. Для пущего расслабления, клиента проведут в большую переговорную с кожаными креслами, и напоят хорошим кофе (так и хочется написать, что с клофелином). Ну как здесь не заключить контракт с такой солидной конторой?
А все потому, что с самого начала этот стартап начал свою работу на привлеченные средства компании “Тройка-диалог”. Я думаю, что с таким финансовым плечом и деньги на рекламу будут и на выставки хватит и продажи будут расти, что быстро переведет компанию из размера малого бизнеса в средний, как говориться, будут они жить долго и счастливо, конечно, если не грянет очередной финансовый кризис
Если клиент зашел и увидел что работа идет в хлеву, то вряд ли у фирмы будет много заказов.
Какой из всего этого следует вывод? А вывод – простой. Сначала посчитайте, хватит ли вам финансирования, а если нет – то найдите столько сколько нужно (вы ведь уже составили бизнес-план?), и только тогда бросайтесь в работу. В работу с полным размахом, чтобы не программировать на соломке (см. фото), и не думать куда пригласить потенциального клиента и где купить очень большого размера карту России, которая закроет облезлые стены того подвала, в который вас пустили по доброте душевной.
Serge Mikhailov
В шикарных помещениях начинают только самоубийцы.
А как быть с заказчиками из других городов? Они ни когда не зайдут в офис.
А что делать тем, кто живет не в Москве? Тоже делать шикарный офис?
Сергей Трофимов
|AuthorНа эту тему есть один из законов бизнеса. Нельзя вкладывать последние деньги в офис. Много начинающих предпринимателей прогорели, не потянув дорогой офис.