Вы готовы к кризису среднего возраста у …вашей фирмы?

Вы готовы к кризису среднего возраста у …вашей фирмы?

Оказывается кризис среднего возраста бывает не только у людей. Любое коммерческое предприятие проходит на пути своего развития кризисные моменты. Причем время наступления оных практически одинаково для всех и не зависит от типа предприятия, которым вы руководите или в котором работаете, будь то дизайнерская фирма или торговая точка. Итак какие же кризисы ждут фирму на пути нелегкого плавания по волнам бизнеса?

Первый год:  марш энтузиастов

Первый год для молодой фирмы один из самых тяжелых. Примерно 70% предприятий этот год не переживают, проблем много и в первую очередь финансовых. Но если фирма выжила, если начала работать, если пошла первая прибыль, как обычно получается через год, вот тут-то ее подстерегает первое большое потрясение, первый кризис.

Когда организуется новое предприятие, то, обычно, – это группа единомышленников, возможно родственников, основывающих одно общее дело – стартап, как сейчас модно называть новое дело, начинаемое с нуля. В первый год все работают непокладая рук, в маленькой комнатушке, без четкого распределения обязанностей. Все делают то, что умеют, и что нужно в конкретный момент,  возможно ночами, возможно с минимальной зарплатой или вообще за будущие прибыли. Но вот дело пошло, фирма расширяется, а оказывается, что обязанности четко не распределены. Никто не задумался переводом стартапа с в рабочую фирму с отношениями товар-деньги-товар. Теперь работают не только группа единомышленников, но и наемные работники, которыми нужно четко управлять, деятельность которых должна быть регламентирована, а этого-то понимания – нет. Кажется, что все будет также как и этот первый год – по семейному.  И начинаются проблемы среди друзей-единомышленников, вплоть до ухода кого-то из проекта.

Три года:  борьба за роль в истории

Первый год миновал, постепенно все утряслось. Кто ушел, тот ушел, остальные стали работать более спокойно, без ажиотажа, кураж первого года прошел и началась более или менее обычная работа. Фирма продолжает набирать обороты, прибыли уже не такие и маленькие. Уже возникают вопросы их раздела. Старые друзья, которые начинали дело, уже в совете директоров, а тот, кто не в совете – сильно обижен. Как же, он начинал вместе со всеми, а его обделяют. В совете директоров, какие-то люди, которые пришли позже, а он, стоящий у истоков, он, который так много сделал для начала работы, даже не директор. Три года – это начало раздела власти, дивидендов, славы. В это время уходит остальная масса старых сотрудников и приходят новые. Возможно, приходят новые инвесторы, которые, зачастую гнут свою линию. Фирму лихорадит и трясет. По статистике даже если фирма выжила в предыдущие три года – это ничего не значит, около 80% малых предприятий, успешно миновавших первый год закрываются в срок от трех до пяти лет.

Семь лет: Теплое местечко

Итак, фирма выжила и теперь вышла на хороший уровень. Обороты достаточные, хотя не растут так как раньше. Работа стабильна и старая гвардия наслаждается тем, что стрижет купоны, убивая на корню инициативу молодежи. Все заняты тем, что хотят сохранить свое положение.  Процветают интриги и подсиживание. Все работают без “драйва”, спустя рукава, расходы постепенно растут, доходы падают. У собственников теряется контроль над компанией. Компания явно нуждается в реорганизации.

Десять лет: организационная шизофрения

Фирма разрослась до таких размеров, что руководство уже не представляет, что делается в подразделениях. Все делается как бы само собой, но совершенно не так, как представляют себе руководители. Регламенты устарели, жизнь давно ушла вперед. Ресурсы уходят непонятно куда, деньги и время утекают, но реальная отдача значительно меньше, чем рассчитывает руководство. Люди, сидящие рядом не знают, что делает их сосед и повторно выполняют одну и ту же работу. На вопрос “Почему так происходит”, чаще всего получается ответ “Так исторически сложилось”. 

Если не считать первого года работы, то кризисы у фирмы возникают каждые три-четыре года и к этому нужно быть готовым. Руководителю нужно периодически менять задачи у подчиненных, чтобы они не “застаивались” и проводить ревизию рабочего процесса, а подчиненным постоянно искать новые приложения своим силам, новые интересные направления в работе и предлагать их руководителю.

И на последок, желаю вам достичь хотя бы десятилетнего кризиса вашей фирмы :)

При подготовке статьи использованы материалы книги “Бизнес-это психология”. Мелия М.
.

Ответить на Сергей Трофимов Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>