Пещерные храмы Придонья. часть 1

КостомаровоРоссия  – велика, что для того, чтобы просто доехать и посмотреть на красоты земли русской нужно много часов, но это совсем другая жизнь. Здесь нет толкотни, беготни и людских толп, которые непонятно куда торопятся. Здесь люди смотрят вокруг, а не в свои смартфоны. Когда любуешься строгость храмов и красотой русских просторов, душа отдыхает от скученности и суеты городов. А в монастырях особая благодать, которой не ощутишь в городе.

Едем смотреть пещерных храмы Придонья. Вырубленные в меловых горах, частично разрушенные во время войны и при советской власти, сегодня восстановлены и доступны для посещения. Лучше ехать на своей машине, поскольку от Москвы это всего 680 километров. По дороге М4 Дон, после Воронежа, нужно свернуть на Лиски и вы практически приехали. Если вы едете из Москвы на юг, то заехать на день, чтобы насладиться красотами пещерных храмов, просто необходимо.

Всего несколько миллионов лет назад на этом самом месте плескалось первобытное море. Жили рыбы, моллюски носились по дну океана, тонны планктона плавали в толще соленой воды и умирали… Падали на дно, наслаиваясь одни на других. Океан высох, а мел остался. Размывался водой, образовывая овраги, пустоты и пещеры,а дальше в мягком материале простыми инструментами были выдолблены сотни метров пещер.

Вот они – меловые горы, сверху, где не смывает вода, остается плодородный слой, который люди используют под посадки.

И уже после уборки то тут, то там остаются  гигантские, в рост человека роллы, скрученные мощными комбайнами и оставленные до лучших
времен. Потом их свезут в большие стога и будут использовать зимой для корма скоту.

Водные потоки за многие годы смыли мягкий мел, оставляя глубокие шрамы оврагов, но и там, зелень пытается зацепиться за мелкие камни и меловую пыль.

Съезжаем вниз по хорошей асфальтовой дороге, и спускаемся в долину. Здесь нас встречают ворота Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.

Ворота Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.

Время основания и имена их создателей неизвестны. По одной из гипотез пещерные храмы были созданы не позднее VIII-X века греческими монахами переселенцами, бежавшими из своего отечестве от преследований приверженцев иконоборческой ереси, охватившей Византийскую империю. По другой гипотезе пещерные монастыри возникли не ранее XVII века и их создатели были иноки-малороссы, пришедшие в донские земли вместе с приднепровскими казаками, бежавшими из родных мест от преследования польской шляхты и унии. В конце XIIIV – начале XIX Костомаровская обитель по местному преданию стала скитом Белогорского мужского монастыря.

В 1930-х годах обитель была закрыта и подверглась разграблению  и запустению. Однако во время Великой Отечественный войны начался процесс  возвращения пещер Костомарова в руки православной церкви и в 1945 году храм был возрожден.

В 1958 году, при правлении Н. С. Хрущева, начался новый виток гонения на православие. Костомаровские пещеры были закрыты под формальным предлогом технической непригодности пещерного храма.

С 1993 года началась реставрация пещер и возрождение православной обители, под руководством протоиерея отца Александра Долгушева.
В 1997 году закончилась реставрация пещерного комплекса, был построен сестринский комплекс с домовой церковью, была подведена асфальтированная дорога к обители, построена новая пещера-погреб. В 1999 году в Костомаровских пещерах начал функционировать женский монастырь.

Сразу видно, что монастырь женский. Ухоженная территория. Ровными рядами посажены деревья. Монашек немного, или их не видно. Мы приехали в  районе часа дня. Монашек видел только в монастырской лавке.

Монастырские постройки. Хорошо отреставрированы и отремонтированы.

Монастырь находится между двумя меловыми горами, если зайти одну из них, то прекрасно видны все постройки.

Здесь монастырская лавка, где можно купить иконы, сувениры, платки и попить чаю с монастырскими пирогами.

 

В Костомарово восемь пещер, часть из которых представляет собой практически прямые гроты в которых уединялись монахи, а одна довольно большая, соединяющяа два храма.

 

Колокольная храма в честь Спаса Нерукотворного.

В колокола можно звонить только своим, для простых туристов прохода нет. Там же находится вход в пещеру, которая соединяет два храма

 

Самая большая пещера Костомарово. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми находится колокольня Спасского монастыря. Эта пещера имеет два храма, что уникально среди пещер Придонья.  Создание этой пещеры шло в несколько этапов. В первый строительный период (предположительно 12 век) были созданы жилые помещения слева от входа и небольшой храм, вокруг которого прорубили ход с ответвлением. В ответвлениях есть стасидии, в которых ранее находились мощи.

peshe1

 

Во время второго строительного периода (16-17 века) небольшой храм был расширен, появился новый большой храм, имеющий девять меловых опор.
Этот храм был освящен в честь Спаса Нерукотворного.  В третий период строительства (18-19 века) был создан второй храм. Он был освящен в честь Веры, Надежды и Любви и матери их Софии. Своды храма покоятся на 12 меловых колоннах.


Этот храм сейчас действует. К этому же периоду строительства относится тупиковый ход, идущий за этим храмом в тупиковом направлении. Возле этого хода есть помещение, в полу которого была вырезана шахта, служащая спуском еще в одно помещение. Если эту шахту плотно закрыть плитой, то нижнее  помещение невозможно обнаружить. Данная пещера может одновременно вместить до 2000 человек.

 

 

 

 

 

 

 

В пещерах сыро и темно, на потолке проступает плесень. В самом храме, как и в остальных пещерах температура чуть выше десяти градусов. Поражает, когда заходишь с летней тридацтиградусной жары в осенний холод. Уже за дверью пещеры при дыхании идет пар изо рта.  При такой температуре и влажности
меловые пещеры лучше сохраняются. Если не закрывать двери, то меловые стены высыхают и начинают осыпаться.

 

По склону горы проложены лестницы по которым можно добраться до других пещер


Вход в Храм Веры Надежды, Любви и мари их Софии

Храм преподобного Серафима Саровского

Сестринский корпус, вид с горы.

Идем по направлению к пещере Покаяния

Пещера покаяния.

Вид на входы в несколько пещер.

В нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа Василием Шокоревым во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем.

А вот он же только с высоты горы, подходим к краю, за которым уже стоят таблички “не входить”. Да, земли здесь немного, в основном сверху лежит меловая крошка и небольшие камни, которые могут легко осыпаться вниз

К Храму Серафима Саровского снизу ведет тропинка, только туристов пускаю в обход, по лестнице.

По тропинке по белой пыли поднимаемся выше, на самую вершину . Отсюда еще видны ворота монастыря и дорога к нему, проходящая мимо меловых гор.

Корпуса монастыря спрятались от ветров между меловыми горами

Недалеко от вершины горы стоит Часовня в память блаженного старца Петра (Еремеенко)
После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье.

За святость жизни и сердечную простоту он был щедро наделен духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью. Сохранились рассказы об удивительной прозорливости блаженного Петра. Свои предсказания, по примеру многих святых, он облекал в притчи, смысл которых становился понятным после совершения предсказанных событий. Так, те храмы, которые горько оплакивал старец, после революции были разрушены. Незадолго до начала Великой Отечественной войны блаженный Петр  делал из придорожной пыли холмики, похожие на могилы. Обладал  он и даром врачевать душевные и телесные недуги. Многие сельские жители, страдающие тяжелыми болезнями, получали от него ощутимую помощь и исцеление, о чем сохранились письменные свидетельства очевидцев. В конце тридцатых годов блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он скончался. Но существует предание о том, что старец исчез из закрытой камеры, подобно апостолу Петру. Для того чтобы развеять эти слухи, тюремные власти вынесли тело умершего человека с закрытым лицом и объявили, что это скончавшийся Петр Еремеенко. Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть это предание. Несомненно, блаженный старец
Петр был великим подвижником веры и благочестия, освятившим своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в годы  кровавых гонений и поддержавшим своими благодатными дарами дух простого народа в трудные безбожные времена. Сейчас в память о молитвенных подвигах  этого удивительного старца на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене  находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеева.

Но можно подняться еще выше

И вот на самой вершине, которую называют голгофой и стоит поклонный крест, открывается изумительный вид на окрестные меловые горы.

 

Дальше наш путь лежит в Воскресенский Белогорский мужской Епархиальный монастырь

Здесь дорога только строится и едем по грунтовке, поднимая тучи белой пыли.

Пока строиться новая дорога приходится пробиваться через облака белой пыли, если проезжает грузовик, то нужно останавливаться и ждать, пока пыль осядет. Ничего не видно даже даже со всеми включенными фарами.

Здесь на поверхности все намного скромнее, каменный Воскресенский собор был взорван во времена правления большевиков.  Сейчас здесь только небольшая недавно выстроенная деревянная церковь Сравните Воскресенский собор с картинки с Церковь во имя Параскевы Пятницы в селе Гудово Липецкой области. Похоже, что строил один ахитектор.

 

 

Гудово. Церковь во имя Параскевы Пятницы (липецкая область), построена
в 1910 году.

Снаружи небольшой вход в пещеры, за которым храм Здесь самые глубокие и развлетвленые пещеры. План не отражает полной картины, поскольку уже после его составления были открыты новые уровни. Пещеры можно посетить только с экскурсией, последняя экскурсия в 17 часов, опаздывать нельзя.

peshe

 

 

Большинство пещер создано так, что можно пройти под землей вокруг храма крестным ходом. Мы так и сделали, каждый взял по свече и пошли. Прошли по нескольким уровням, чем ниже в горе, тем холоднее. Раньше были выходы к реке Дон, но сейчас они завалены.

Дивногорье

 

В мерцающем свете свечей видим уходящие в темноту каменные ходы.  Идем друг за другом рассматривая прокопченые факелами стены с затертыми с надписями, сделанных варварами во времена запустения.

 

 

Дивногорье

Снаружи можно спуститься к реке Дон, но там ничего интересного нет, обычно туда пристают лодки с туристами.

В качестве бонуса фотографии  Ильинской церкви в селе Панино, Липецкой области. Знатоки архитектуры относят здание Ильинской церкви, построенное в 1858 году на средства прихожан, к стилевой форме позднего классицизма.

Во второй части  –  посетим Дивногорье

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>