Церкви и монастыри города Лебедянь (и окрестностей)

Монастырь ЛебедяньЕще в полях белеет снег. Хотя какой снег в январе месяце? Но не будем кривить душой, снег у нас все-таки выпал, а вот фотографии, которые сделаны сразу после Нового года, еще бесснежные.

Проезжая мимо города Лебедянь, который известен своими яблочными соками, нельзя пропустить несколько интересных соборов и церквей.  В первую очередь я ехал посмотреть монастырь, но проезжая мимо Старо Казанского собора, который виден и с берега Дона не мог не
остановиться и не посмотреть его поближе.

Первые деревянные храмы в Лебедяни были построены еще 1613 году. Но постоянно разрушались, так 1613 гетман Сагайдачный сжег половину города. Позднее была выстроена церковь во имя Николая Чудотворца. которая в 1713 году, вместе с остальной крепостью сгорела. Но опять же была выстроена новая соборная церковь во имя “Пресвятые Богородицы
Казанские”.

Старо-Казанский собор

в 1715г.  Рядом был построен деревянный храм, который освятили в память прежнего собора – во имя святителя Николая Чудотворца. С этого времени оба отдельно стоящих храма – Казанский и Никольский, имевшие один общий причт, именовались соборными храмами города  Лебедяни. К 1768 г. обе церкви пришли в такую ветхость, что «в зимнее время от мятели и в летнее время от дождя происходила немалая течь; почему вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить с колокольней одну во имя Казанския Пресвятые Богородицы церковь, с приделом Николая Чудотворца, каменным зданием», которая и была освящена в 1771 г. Старые деревянные соборные храмы были разобраны.

Первоначально была выстроена только храмовая часть с небольшой тра­пезной, и отдельно  стоящей колокольней. И только через несколько лет, в конце то­го же XVIII столетия, их соединили, рас­ширив на запад трапезную часть . Осо­бенностью нового храма стало отклоне­ние его продольной оси и
алтаря на 20 градусов к северу, в отличие от большин­ства других церквей, имевших более чёт­кую ориентацию восток-запад.

Старо-Казанский собор

В советское время храм закрыли только в 1937 году (с 1932 года там служили священники “новой” церкви), священников сослали, а сам храм передали на баланс районной больнице. Главврач использовал храм как склад, затем держал там свиней. В 1971 году Казанская церковь была внесена в списки памятников архитектуры, но восстановление, разрушающегося храма началось только в
в 1985-1986 году.

Старо-Казанский собор

В начале двухтысячных храм был возвращен церкви, но до сих пор еще далек от полного восстановления.
Ново-Казанский собор

Став к началу XIX столетия одним из торговых  и ярмарочных центров региона, уездная Лебедянь росла и хорошела. Город постепенно застраивался, в том числе и каменными домами, в соответствии
с генеральным планом, высочайше утверждённым в 1822 г. Был построен новый большой собор в центре Базарной площади. Был разработан проект самого собора, автор которого пока остаётся неизвестным. По мнению П.Н. Черменского, проект выполнил русский зодчий, ученик Д. Жилярди, много
работавший над восстановлением Москвы после войны 1812 г., Афанасий Григорьевич Григорьев. Закладка  первого камня собора была произведена только в 1828 г,  Строительство шло долго и
освящен собор был только в 22 мая 1846.

Ново-Казанский собор

Ново-Казанский собор был огромным и рассчитан на 3 — 4 тыс. человек, а прихожан, по данным 1856 г., у соборного храма числилось 1387 мужчин и 1450 женщин. К обширной по площади пятиглавой храмовой части примыкала необычайно длинная трёхнефная трапезная.
Колокольня была построена отдельно стоящей, в 17 арш. от трапезной. Архитектурные особенности храма — двусветный центральный барабан, создающий прекрасное освещение подкупольной части храма, а также украшение сводов летнего храма кессоном, что было более характерно для
светского зодчества. Современники, оставившие нам описание соборного храма 1856 г., особенно отмечали его главный алтарь «…с прекрасным одноярусным иконостасом… Резьба иконостаса: капители, карнизы, колонны и базисы вызолочены червонным золотом на полименте. Царские
двери резные, вызолочены».

Ново-Казанский собор

В 1929 г. началась кампания по снятию с храмов колоколов. По воспоминаниям современников тех событий Ивана Ивановича Пупынина и Михаила Ильича Волкова, в начале лета 1929 г.

«…по Лебедянским слободам от одной избы к другой пополз слух: будут, дескать, сбрасывать колокола…   Раннее лето было. На полуденном небе — ни облачка, нестерпимо жгло солнце. Мужики, бабы и несмышлёныши мальчишки из пригородных слобод сбежались тогда на Базарную площадь. Согнал их туда всеобщий страх: рушили вековую святыню — храм, построенный во имя Казанской иконы Божией Матери.

Толпу сдерживал заградительный отряд милиции. Мужики в военной форме, присланные из Ельца, стали сбрасывать с двух верхних ярусов звонницы малые и средние колокола. Торопились приезжие мужики: какие-то награды, говорили, премию им обещали.

И падали один за другим бронзовые колокола с огромной высоты: ударившись о булыжную мощёнку, стонали. А над дощатым перекрытием первого яруса — на дубовой балке подвешен бронзовый исполин, смотреть страшно. „Волоки лестницу!“ — скомандовал им старшой. Мужики сбегали, лестницу заволокли, подставили. Он влез, оседлал кривыми ногами дубовую балку, долго пилил твёрдую, как железо, подвеску колокола.

И рухнул бронзовый исполин. Грохот, треск,  испуганные крики. Проломив дощатое перекрытие, колокол всей своей тяжестью ударился о каменное основание колокольни. И в наступившей
вдруг испуганной тишине весь народ вздрогнул, услышав его предсмертный стон. Старшой вцепился в дубовую балку как клещ, мужики успели отпрыгнуть в проёмы на толстые стены, тем только и спаслись. Стоявший в отдалении народ с молчаливым ужасом взирал на это неслыханное действо.

Слободские мужики набычились, сжав кулаки, подались вперёд. Из заградительной милицейской шеренги раздалось: „Назад! Назад!“ Бабы, попадав на колени, закрестились, запричитали…»

По свидетельству старожила Ю.Н. Шилова, разбивать колокола для удобства перевозки соблазнился кузнец Молчанов. Три ночи со своими подручными разбивал колокола, и после такой работы
крепкий, ничем никогда не болевший мужик спустя год умер, покаявшись в тяжком грехе. Только самый большой из соборных колоколов ещё некоторое время лежал у стен колокольни.

Храм был закрыт и передан под склад. Только после 1990 года собор был возвращен церкви.

По  книге А. И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I»

Если пройти дальше на север от Ново-Казанского собора, примерно в двух километрах от него стоит Свято-Троицкий монастырь.

Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь

Основание Свято-Троицкому монастырю положено построением храма во имя
пророка Божия Илии в XIVвеке. Правда, никаких документов подтверждающих это найдено небыло, единственное, что сохранилось, это записанные историками свидетельства горожан.

По этим свидетельствам во времена великого князя Московского – Иоанна Даниловича Калиты, был
послан от него боярин Тяпкин (или Тяпка) с данью в Орду, к хану Узбеку. Золото и серебро соблазнили боярина Тяпкина. Забрав богатство, он собрал шайку вольницы, стал их атаманом и поселился на высоком берегу реки Дон, в месте, которое позже будет называться Тяпкиной горой.

Однако религиозный дух, которым был богат всегда русский народ, присущ был и атаману Тяпкину с товарищами: им очень хотелось иметь священника, который совершал бы в их городке Божественную службу.  В один из набегов желание их исполнилось: им удалось захватить священника-монаха.

Недалеко от своего жилища, в дремучем Романовском лесу, на поляне, называвшейся
Яблоновою, построили они каменное здание в два этажа: нижний – для жительства пустынника, а в верхнем устроили храм во имя пророка Божия Илии. Это событие следует отнести примерно к 1353 году. Водворившийся здесь монах-пустынник стал духовным пастырем атамана Тяпкина и его
товарищей и духовное его руководство принесло добрые плоды. Сам Тяпкин под конец своей жизни удалился в эту пустынную обитель и принял пострижение в монашество. Так появился прообраз Лебедянского монастыря – Яблоновая пустынь. Первоначально монастырь основывался как мужской.

Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь

В 1621 году настало время возобновления святой обители в Лебедяни. В Яблоновую поляну был послан с благославлением устроить там монастырь схимонах Савватий. Он  обновил запустелый храм и построил несколько деревянных келий для жительства пришедших с ним монахов. Затем приступил к строительству нового каменного храма в честь Успения Божией Матери с трапезной и колокольней. Трапезная разделялась каменной стеной на две части: в одной был устроен предельный алтарь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а во второй – братская трапезная.

Все монастырские строения были огорожены массивной стеной-оградой из кирпича, выстроенной на случай военных действий. В нижнем поясе стены были проделаны небольшие амбразуры для огнестрельного оружия, а по верхнему гребню стены были сделаны бойницы и стрельницы. Монастырская ограда и в наше время выглядит как мощная крепостная стена, готовая в
любой момент отразить нападение врага.

Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь

После кончины монаха Савватия, в 1642 году был заложен новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.  Благолепно украшенный Троицкий храм был освящен 1 июня 1666 года при Рязанском Архиепископе Иларионе и игумене Дионисии. Храм этот, как по величине размеров, так и по благолепию стал главным соборным храмом монастыря и дал новое название обители – Свято-Троицкая.

Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь
В 1695 году Троицкий монастырь посетил царь Петр Алексеевич и сделал значительное пожертвование, которое было употреблено на росписи стен нового храма священными изображениями и на слитие большого колокола. Помимо денежного вклада было пожаловано богато украшенное напрестольное Евангелие.

С  «царским» Евангелием, как его называли в народе, связана поучительная история. Появившись в тихой обители во время службы, царь ПетрI увидел перед собой возмутительное зрелище: дьячок, читавший молитву, был совершенно пьян и едва держался на ногах. Спустя же некоторое время,
когда в монастырь пришел царский подарок – большое Евангелие, весившее два пуда, а вместе с ним и царский наказ – читать это Евангелие на службах, непременно держа его на руках, то, естественно, при таком условии о нетрезвом поведении и речи быть не могло. В настоящее время
оклад этого Евангелия можно увидеть в экспозиции местного краеведческого музея.

В экономическом отношении состояние монастыря в то время было вполне обеспеченное. Троицкая обитель владела значительными земельными угодьями, двумя водяными мельницами на реке Дон, богатым рыбой прудом, двумя садами, имела свое подворье в г. Москве. Поэтому здешний
монастырь считался очень богатым.

В 1764 году Троицкую обитель постигло несчастье. По неизвестной причине вспыхнул пожар и охватил почти все строения и храмы. Сгорели Успенская и Ильинская церкви. Обгорела колокольня, колокола упали и частью разбились. Келии и все деревянные постройки обратились в пепел: остались лишь обгорелые стены и немного церковной утвари, которую успели вынести из огня монахи. Из-за пожара, который опустошил святую обитель, было принято решение упразднить Лебедянский монастырь.

Небольшая икона Пресвятой Троицы, присланная в монастырь в 1665 году царем Алексеем Михайловичем, была обнаружена монастырскими служителями на следующий день после пожара, стоящей на яблоне в саду, рядом с Ильинской церковью. Несколько раз относили икону в разные храмы и монастыри: Лебедянский Казанский собор, церковь с. Ракитино, Липецкую монастырскую церковь Паройской пустыни, Ранненбургский Петропавловский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, но она чудесным образом возвращалась на свое прежнее место – в монастырский сад.

Вследствие этого чудесного явления по ходатайству святителя Тихона Задонского было принято решение о восстановлении святой обители. Успенская и Ильинская церкви были вновь отстроены, но средств не хватало для поддержания нормального состояния монастыря и он начал приходить в упадок.

В августе 1811 года в Лебедянский монастырь для его восстановления прибыл о. Досифей с братией. Увидев здесь полное запустение, о. Досифей приступает к сбору пожертвований на возобновление обители. Уже в 1812 году закипела работа по восстановлению Троицкого и Ильинского храмов.
За короткое время все три церкви были отстроены, обновлена вся церковная утварь. Старец Досифей «воскресил» Лебедянский монастырь и за свои заслуги был возведен в сан Игумена.

Православные люди со всех концов России стали приходить в обитель на поклонение святой иконе Живоначальной Троицы. С этого времени началось усердное почитание и прославление иконы. Жители города Лебедяни, окрестных сел и уездов других губерний постоянно брали икону для служения молебнов по домам, дворам и полям. Сельские жители особо почитали икону Святой Троицы за чудодейственную силу, охранявшую и избавляющую поля их от града, засухи, червей и других бед.

Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь

Успенская церковь.

В 1917 году вся недвижимость, принадлежавшая монастырю в окрестных селах, была разграблена. Впрочем, в первые годы советской власти Троицкий монастырь еще воспринимался и охранялся как памятник истории и культуры, но монашествующие не имели права распоряжаться недвижимостью
и утварью, а за пользование зданиями нужно было платить налог. В 1929 году монахов окончательно выселили, а на территории обители обосновалось Лебедянское бюро совхозов. С 1933 г. часть построек монастыря занял Лебедянский сельскохозяйственный техникум. Храмы пустовали и разрушались.

Сейчас, после долгих лет безбожия и гонений, затеплилась монашеская жизнь в стенах Свято-Троицкого монастыря. По благословению Епископа Липецкого и Елецкого Никона летом 2005 года в обители поселились первые немногочисленные насельницы (монастырь стал возрождаться уже не как мужской, а женский).

Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь

Как символ возрождения святой обители рядом с Троицким храмом, на месте уничтоженного в  советское время братского кладбища, установлен скульптурный образ Ангела, который освятили 14
октября 2006 г. на Покров Пресвятой Богородицы.

В июне 2006 года начал действовать Троицкий храм. Храмы святого пророка Божия Илии и Успения Божией Матери, в настоящее время требуют восстановления и пока не действуют.

Выезжаем из Лебедяни и отправляемся на восток в село Сезеново, где расположен Сезеновский Иоанно-Казанский епархиальный женского монастырь. Монастырь небольшой, но очень красивый.

Основателем обители,  следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих
духовных подвигов имя Сезеновского. 

Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые девицы и вдовы, желающие
подражать подвигу преподобного, образовали женскую общину, которая в 1853 году получила статус монастыря. По свидетельству очевидцев монастырь был очень красив, утопал в цветах и поражал своей благоустроенностью. К концу ХIХ века в нем проживало до 600 насельниц.

Подвижническая жизнь Иоанна Сезеновского являлась добрым примером не только для
простых монашествующих и мирян, но и будущих Святых – преподобного Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.
В 1930 году обитель была закрыта и разорена и более 70 лет пребывала в запустении. 
В 2005 году начато ее возрождение.

Троицкий собор

В советские времена храм использовали как склад, на сегодняшний день он частично восстановлен.  В нижнем храме  погребены основатели обители..

Фундамент Казанского храма, который стоял на территории монастыря и был взорван в 1930-е годы. На заднем плане монастырские ворота, через которые можно пройти к озеру.

Христорождественский храм. В годы советской власти полностью утрачено внутреннее убранство, включая полы и уникальную систему отопления. Сейчас реставрируется.

Вид на монастырские ворота со стороны озера.

На территорию монастыря можно только пройти, со стороны города ворот нет, но есть
просто проход в заборе из бетонных плит, перегороженный от проезда машин.

И последний пункт нашей поездки село Шовское – родина Силуана Афонского.

Христорождественская церковь

Церковь Рождества Христова, который также называют Храмом Силуана
Афонского.

Один из немногих русских монахов на святой горе Афон. С юношеских лет нареченный он мечтал о служению Богу на Святой Горе.
Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, с детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Жизнь
семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. Спустя несколько лет юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Печерской Лавре.
Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.

Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени
чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон.
Памятник Силуану Афонскому

Памятник Силуану Афонскому

Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени.
Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец
хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он много и усердно молился, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его сердце, и стала сама
совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен старцем Силуаном от Пресвятой Богородицы после горячей молитвы перед Ее образом.

 

Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет после его кончины, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви на 11 сентября (по старому стилю) 24 сентября по новому.
Христорождественская церковь

Памятник находится рядом с церковью, которая продолжает реставрироваться.

К 150-летию со дня рождения рядом с его родным домом на месте, где когда-то была землянка была построена часовня.

Часовня на месте землянки Силуана Афонского

Деревья, посаженные на родине Силуана Афонского

Радом с часовней был высажен как громко сказано в новостях “яблоневый сад”. Это два ряда деревьев, высаженных в строго параллельно-перпендикулярном виде.

Рядом с каждым деревцем установлена табличка, сообщающая о том кто из скромных глав района, замов и других заинтересованный лиц приложил руку к посадке конкретного деревца.

Дом-музей Силуана Афонского

Дом серьезно отреставрировали,поскольку от старого за 150 лет остались только полуразваленные стены. Сейчас здесь открыт музей.

Колокол

Новые литые колокола, вот только подойти к ним и посмотреть у меня получилось  с большим трудом, дорожки залиты водой, хотя снега еще нет, а что же будет весной?

Крест на родине Силуана Афонского

Поклонный крест.

Конечно, интересно посмотреть на русские церкви и красоту монастырей, которые постепенно восстанавливаются. Посмотреть как преображается земля наша. Как мы видим в последней точке моего маршрута на родине Силуана Афонского. Вроде хорошее дело, поставить часовню,
восстановить дом, в котором жил Святой человек, но пройдешся рядом и видишь, что вроде как сделано было в 2016 году, совсем недавно, а плитка уже проваливается. От часовни отлетает облицовка, ни одной канавы вокруг, так что затапливать будет по весне всегда. Когда делали
не подумали о простых вещах.

Да и если посмотреть на фотографии Церкви Рождества Христова от 2016 года, то отличий вы увидите совсем немного. Ощущение такое, что старались отреставрировать к 150-летию, но
не успели. И все, дальше дело стало. Строительные леса как стояли в 2016 году, так стоят в 2018. Уже вроде как и не не нужно, празднование прошло, деньги потрачены, сад посажен, чиновники отчитались.

Но все-таки радует, что хотя бы к годовщинам мы вспоминаем о тех людях, которые жили рядом с нами. О тех, кто создавал Россию, творил добро и нес в этот мир радость и счастье.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>