Резные картины Кронида Гоголева

Резные деревянные картиныБудете в карельском городе Сортавала, обязательно зайдите в музей работ Кронида Гоголева. Не передаваемое впечатление от бесподобные картин жизни простого русского народа, созданных в редкой манере резьбы по дереву. Как живые люди, мгновенно застывшие за своими делами, деревья вырастающие прямо из картины,  передают неповторимый колорит русской жизни и карельского эпоса. Смотрим фото.

Резные деревянные картины

Это техника глубокой резьбы. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы.

Резные деревянные картины

Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые работы выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.

Резные деревянные картины

Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом– это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика.  Второй этап относится середине 1980-х. Когда создавались большие дереванные панно с неглубоким рельефом.

Резные деревянные картины

Резные деревянные картины

Резные деревянные картины

В  1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими  мастерами. Поездки за границу, новые знакомства с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения. Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа

Резные деревянные картины

Резные деревянные картины

Резные деревянные картины

Резные деревянные картины

С возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. Деревню не убитую коллективизацией. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах  сюжеты,  связанные с культурой повседневности русской деревни

Резные деревянные картины

Резные деревянные картины

Биографическая справка
Кронид ГоголевГоголев Кронид** Александрович родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника. “Когда Крониду было около года, его отец отказался от от служения.” – рассказывает дочь художника -Мария. “Не потому, что были гонения на церковь. Они были, естественно, но основная причина его ухода – это Толстой, он был толстовцем. Он отказался от сана, когда Крониду был, наверное, год. И уже до конца дней своих дедушка был плотником, столяром, этим зарабатывал себе на жизнь. Даже когда наступила война, пришли немцы в деревню, вызвали его как бывшего священника, и сказали «ты будешь служить» – он отказался. Его три раза за ночь выводили на расстрел, а он отказывался все равно: «Не буду служить». Не потому, что он боялся, а просто… для него эта тема была исчерпана. И он не считал это приемлемым для себя.

В возрасте 16 лет в 1942 году Кронид ушел воевать к партизанам, прошёл всю войну, в 1945 окончив ее в Восточной Германии, демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградскую художественно-графическое педагогическое училище, по окончании которого уехал по приглашению в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, — в город Сортавала. Одновременно с работой художником-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена.

Работать с деревом он начал, когда ему было уже за пятьдесят. В 1977-м году, когда ему был пятьдесят один год – родилась дочь Мария. В шестьдесят, получает выставочный зал и начинает его ремонтировать. И только в 1989-м году открывает.
Сам художник в интервью говорит о своей работе: «Мне задали однажды вопрос: «А зачем ты работаешь? И я задумался, а действительно, зачем? Мои бесконечные занятия не только не приближали к какому-то определенному художнику, а наоборот, отодвигали все дальше, и  этот разрыв становится все больше. И я понял, что непревзойденные художники, такие, как Серов, то есть уже полубоги, они недостижимы. Но через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом. Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался – большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что  я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…».

Это был чрезвычайно работоспособным человеком. Работал 365 дней в году. 31 декабря он возвращался в пять вечера, а 1 января он вставал в шесть утра, шёл на работу – это была норма. Жители центра привыкли, что в шесть утра дворники и Гоголев идут на работу. Так было и у отца Гоголева, и у самого Кронида Александровича. Самое главное, определяющее – это труд. Нет даже понятия вдохновения. Ему часто задавали вопрос: «А вот если у Вас нет вдохновения…». Он фыркал, и говорил: «Ну что же вдохновение, работа есть работа». Поэтому нет ни одной «запоротой» работы. Если она надоедала, то в худшем случае могла быть отставлена с верстака. Но потом она возвращалась на верстак, потому что работы он обязательно заканчивал.

В сентябре 1967 года Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. Кронид Александрович, обладающий большим даром педагога, преподавал в ней в течение 20 лет. Как о самобытном художнике, развивающем традиции народного искусства, о Гоголеве заговорили только в 1984 году после двух его персональных выставок в Москве.

C 1989 года в городе Сортавала работает выставочный зал, где представлена постоянная экспозиция работ художника – ArtGogolev Center. Избранные работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции. В частности, произведения художника имеются в личных коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева, Анатолия Чубайса, и других известных российских политических деятелей.

Умер Кронид Гоголев в 10 апреля 2013 года и похоронен на старом Сортавальском кладбище. Прямых продолжателей не осталось, несмотря на множество учеников. Так как он не занимается резьбой сейчас никто. Он единственный кто создавал целые деревянные картины, в которых объемный сюжет, многоплановость, где очень много персонажей и каждая группка людей связана с другой каким-то действием, когда все это еще и вплетено в контекст архитектуры. У финских резчиков, у которых много взял Гоголев, более простые вещи. В России делали и делают в основном на продажу. А так сложилось, что Гоголев картины делал для себя, от души и не продавал, копил. Даже в тяжелые 90-е не распродал свою коллекцию. Конечно, для подарков верхушке приходилось немного жертвовать, но каждую такую работу Кронид Александрович как от сердца отрывал.

Как-то заказали картину для дачи Ельцина в Шуйской Чупе – году так 1993. Это была самая большая на тот момент работа, которую он делал около семи месяцев. На даче была ниша, и к ней Гоголев спроектировал раму, которая была заведомо больше ниши. Когда уже приехали забирать, оказалось, что работа в нишу не влезает. И не забрали. Он так обрадовался! Не хотел её отдавать. А через несколько лет он создал ей ей пару,” – рассказывала дочь художника Мария

Сейчас музей частной коллекции Кронида Гоголева работает в городе Сортавала. В нем представлено около 100 работ художника.

Музей частной коллекции Кронида Гоголева

Музей частной коллекции Кронида Гоголева. 186790, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Комсомольская, д. 6 http://artgogolev.ru

Фото мои, кроме портрета
Читайте интервью с дочерью художника с подробностями непростой жизни Кронида Гоголева здесь http://roman-i-darija.livejournal.com/87518.html

**Кронид – Сын Кроноса, отца Зевса

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>