Будете в карельском городе Сортавала, обязательно зайдите в музей работ Кронида Гоголева. Не передаваемое впечатление от бесподобные картин жизни простого русского народа, созданных в редкой манере резьбы по дереву. Как живые люди, мгновенно застывшие за своими делами, деревья вырастающие прямо из картины, передают неповторимый колорит русской жизни и карельского эпоса. Смотрим фото.
Это техника глубокой резьбы. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы.
Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые работы выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.
Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом– это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика. Второй этап относится середине 1980-х. Когда создавались большие дереванные панно с неглубоким рельефом.
В 1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими мастерами. Поездки за границу, новые знакомства с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения. Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа
С возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. Деревню не убитую коллективизацией. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах сюжеты, связанные с культурой повседневности русской деревни
Биографическая справка
Гоголев Кронид** Александрович родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника. “Когда Крониду было около года, его отец отказался от от служения.” – рассказывает дочь художника -Мария. “Не потому, что были гонения на церковь. Они были, естественно, но основная причина его ухода – это Толстой, он был толстовцем. Он отказался от сана, когда Крониду был, наверное, год. И уже до конца дней своих дедушка был плотником, столяром, этим зарабатывал себе на жизнь. Даже когда наступила война, пришли немцы в деревню, вызвали его как бывшего священника, и сказали «ты будешь служить» – он отказался. Его три раза за ночь выводили на расстрел, а он отказывался все равно: «Не буду служить». Не потому, что он боялся, а просто… для него эта тема была исчерпана. И он не считал это приемлемым для себя.
В возрасте 16 лет в 1942 году Кронид ушел воевать к партизанам, прошёл всю войну, в 1945 окончив ее в Восточной Германии, демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградскую художественно-графическое педагогическое училище, по окончании которого уехал по приглашению в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, — в город Сортавала. Одновременно с работой художником-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена.
Работать с деревом он начал, когда ему было уже за пятьдесят. В 1977-м году, когда ему был пятьдесят один год – родилась дочь Мария. В шестьдесят, получает выставочный зал и начинает его ремонтировать. И только в 1989-м году открывает.
Сам художник в интервью говорит о своей работе: «Мне задали однажды вопрос: «А зачем ты работаешь? И я задумался, а действительно, зачем? Мои бесконечные занятия не только не приближали к какому-то определенному художнику, а наоборот, отодвигали все дальше, и этот разрыв становится все больше. И я понял, что непревзойденные художники, такие, как Серов, то есть уже полубоги, они недостижимы. Но через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом. Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался – большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…».
Это был чрезвычайно работоспособным человеком. Работал 365 дней в году. 31 декабря он возвращался в пять вечера, а 1 января он вставал в шесть утра, шёл на работу – это была норма. Жители центра привыкли, что в шесть утра дворники и Гоголев идут на работу. Так было и у отца Гоголева, и у самого Кронида Александровича. Самое главное, определяющее – это труд. Нет даже понятия вдохновения. Ему часто задавали вопрос: «А вот если у Вас нет вдохновения…». Он фыркал, и говорил: «Ну что же вдохновение, работа есть работа». Поэтому нет ни одной «запоротой» работы. Если она надоедала, то в худшем случае могла быть отставлена с верстака. Но потом она возвращалась на верстак, потому что работы он обязательно заканчивал.
В сентябре 1967 года Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. Кронид Александрович, обладающий большим даром педагога, преподавал в ней в течение 20 лет. Как о самобытном художнике, развивающем традиции народного искусства, о Гоголеве заговорили только в 1984 году после двух его персональных выставок в Москве.
C 1989 года в городе Сортавала работает выставочный зал, где представлена постоянная экспозиция работ художника – ArtGogolev Center. Избранные работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции. В частности, произведения художника имеются в личных коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева, Анатолия Чубайса, и других известных российских политических деятелей.
Умер Кронид Гоголев в 10 апреля 2013 года и похоронен на старом Сортавальском кладбище. Прямых продолжателей не осталось, несмотря на множество учеников. Так как он не занимается резьбой сейчас никто. Он единственный кто создавал целые деревянные картины, в которых объемный сюжет, многоплановость, где очень много персонажей и каждая группка людей связана с другой каким-то действием, когда все это еще и вплетено в контекст архитектуры. У финских резчиков, у которых много взял Гоголев, более простые вещи. В России делали и делают в основном на продажу. А так сложилось, что Гоголев картины делал для себя, от души и не продавал, копил. Даже в тяжелые 90-е не распродал свою коллекцию. Конечно, для подарков верхушке приходилось немного жертвовать, но каждую такую работу Кронид Александрович как от сердца отрывал.
“Как-то заказали картину для дачи Ельцина в Шуйской Чупе – году так 1993. Это была самая большая на тот момент работа, которую он делал около семи месяцев. На даче была ниша, и к ней Гоголев спроектировал раму, которая была заведомо больше ниши. Когда уже приехали забирать, оказалось, что работа в нишу не влезает. И не забрали. Он так обрадовался! Не хотел её отдавать. А через несколько лет он создал ей ей пару,” – рассказывала дочь художника Мария
Сейчас музей частной коллекции Кронида Гоголева работает в городе Сортавала. В нем представлено около 100 работ художника.
Музей частной коллекции Кронида Гоголева. 186790, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Комсомольская, д. 6 http://artgogolev.ru
Фото мои, кроме портрета
Читайте интервью с дочерью художника с подробностями непростой жизни Кронида Гоголева здесь http://roman-i-darija.livejournal.com/87518.html
**Кронид – Сын Кроноса, отца Зевса