В нашем детстве деревья были выше, небо – голубее, да и трава зеленее. Хотя и не было такого количества развлечений, но жизнь была вполне насыщенной. Мы сами себе находили занятия, придумывали разные игры. Иногда совсем не безопасные. Бродили по улицам, лазили по свалкам, играли в войнушку, стреляли из рогаток, делали из велосипедных насосов пневматические ружья. В общем, познавали мир своими руками, ногами, через полученные синяки и ссадины. Может поэтому наше поколение взрослело быстрее, чем наши дети. Даже обществу выгодно, чтобы и после 20 человек оставался подростком. Почему?
Вечных подростков коротко называют “инфантилами” (не путать с инфантами). Это взрослые по паспорту, но дети по сути. В большинстве случаев не могут решить элементарных личных проблем, постоянно требуют всеобщего внимания, сильно обижаются на критику и ожидают исключительно позитивного отношения к себе и любым своим даже самым мелким достижениям.
Если вы в офисе слышите фразу “ой чего-то у нас душновато сегодня (холодно/жарко)” вместо побудительного “давайте окно откроем/закроем” сразу видно желание, чтобы кто-то подбежал, и как-нибудь решил проблему. И с очень высокой степенью вероятности вы видите перед собой подростка по сути. Вот пять причин почему обществу выгодны инфантильные люди.
1. Повсеместное распространение культуры потребления и тотальная виртуализация
Культура потребления и виртуализация общества создают волшебный, идеальный мир грез, жить в котором легко, удобно и красиво. Там все достается без особенных усилий. Представители «поколения Y» родились в 1990-е годы и не застали мир без интернета. Их детство – это не игры во дворе со сверстниками, а прежде всего, компьютерные симуляторы, мультфильмы, сериалы, магазины и гаджеты. Взрослея и сталкиваясь с окружающим миром, в котором все совсем по-другому, молодые люди теряются, и в страхе бегут в понятное и интересное виртуальное пространство, существовать в котором легко и удобно. Там можно не просто существовать, а жить красиво, быть кем захочешь, делать что хочешь, и все это волшебным образом при помощи кнопок не вставая с кресла.
Не нужно ни с кем общаться, не нужно что-то делать, можно достигать невиданных высот в своих виртуальных мечтах. Однако, на виртуальные мечты тратятся вполне реальные деньги. Воплотить мечту сейчас чрезвычайно легко, если у вас есть банковская карта. Несколько щелчков мыши, и заказ привезут на дом. Общество потребления нашло легкий способ продажи всех и вся. Замкнутым на виртуальном пространстве инфантилам не нужно далеко идти, они просто обнуляют свой (а зачастую и родительский) счет в банке, и легко залазят в кредиты, не в силах устоять перед ненужными, но такими милыми вещицами, вещами и вещищами.
На виртуальной почве уже выросло целое поколение, которое воспитывает своих детей “виртуально”, усугубляя ситуацию. В настоящее время лишь 64% мам и пап перед сном читают своим малышам дошкольного возраста книги, и лишь каждый пятый малыш слышит сказку перед сном. 250 тысяч детей, которым еще не исполнилось 7 лет, никогда не слушали сказки на ночь. Общение с взрослыми, которые должны вести малыша к взрослой жизни, заменяется гаджетами и телевидением. Проще посадить ребенка за компьютер, чем играть с ним. А ведь ребенок именно через процесс игры познает мир, узнает как нужно и как не нужно вести себя в нем. Какие шаблоны поведения могут заложить в ребенка компьютерные герои и герои американских мультиков? И как результат “виртуализации воспитания” мы имеем следующее поколение настоящих инфантилов, выращенных в виртуальной среде, с перекошенными жизненными ценностями, неготовых к реальной взрослой жизни.
2. Слишком высокая производительность труда
Сейчас европейцу чтобы создать прибавочную стоимость, достаточную для жизни, можно работать всего несколько часов в день. Все остальное время уходит на разработку и изготовление предметов роскоши. Кому-то нужно продавать все что производится в огромных количествах, все новые электронные игрушки, все более дорогие автомобили, все более дорогие “элитные” продукты питания, элитную одежду. Если человек уже производит слишком много, то новые рабочие места не нужны, поэтому В странах с высокой производительностью труда, заниматься трудоустройством молодежи никто не хочет, рабочих мест и так на всех не хватает. Именно поэтому во многих странах общество само заинтересовано в том, чтобы как можно больше людей после 20 лет оставались в переходном возрасте и не задумывался о работе и карьере. Если в сельской местности детей с малолетства приучали к домашней работе, что прививает определенную долю ответственности за себя и тех, кто рядом, то в городе даже это сделать проблематично.
3 Все увеличивающаяся продолжительность жизни
С развитием технологий, прежде всего, медицинских, средняя продолжительность жизни человека существенно возросла. В Европе, которая благополучно перенесла вредные производства в Китай, число долгожителей становится все большим. Кажется, что впереди еще уйма времени, и люди не торопятся насыщать жизнь событиями, растягивая период молодости на неопределенный срок. Современное общество также не торопит вчерашних детей с созданием семьи и рождением детей – сегодня никого не удивляет, если девушка в 22-25 лет еще не успела родить ребенка и создать семью. У многих мужчин, в свою очередь, возраст деторождения вообще откладывается на “после 30″. Именно поэтому женщины часто жалуются, что найти созревшего для создания семьи мужчину становится очень непростой задачей.
4. Культ молодости
Быть старым сейчас не модно. Дикторы, стюардессы, модели, парикмахеры, дизайнеры – количество возрастных специалистов в этих и других областях крайне невелико. В обществе культивируется мысль, что человек, пересекший отметку в сорок лет, не имеет права ни радоваться, ни работать, ни любить, ни строить отношения, и по-хорошему должен не спеша ползти в сторону кладбища. В России эйджизм (дискриминация по возрасту) в особенном почете. Отсюда – целое поколение людей, считающих тридцатилетних «стариками» и играющих в подростков.
5. Деградация образования Система образования, сформированная за многие годы в СССР, деградировала, если не сказать полностью разрушена. Школьное образование, в основном, работает само на себя. Хорошие оценки становятся важнее способности понимать, разбираться, анализировать, рассуждать. Школа тренирует способность ставить крестики в нужных квадратиках. А нужно учить находить решение задачи, совершать и исправлять ошибки в поисках нестандартного пути решения. А ведь только преодоление трудностей позволяет стать самостоятельным, стать взрослым.
Если раньше из стен ВУЗов выходили неплохие специалисты, готовые строить ракеты (летающие) и корабли (плавающие), толкать науку вперед, то сейчас их дверей школ и университетов выходят люди, не имеющие представления не только об окружающей реальной жизни, но и о том, к занять свое место в ней. Уже после учебы в промежуток между 20-30 человек продолжает искать себя и пытается понять, что именно у него получается хорошо, чего он действительно хочет, в каком направлении ему развиваться и как жить самому в этом мире.
К сожалению, капитализированному обществу, выгодно растить инфантилов. Они легко тратят деньги, поддерживая потребление, берут кредиты, живут на широкую ногу не заботясь о своем будущем, не думая о здоровье, о семье, об уважении к старшему поколению. Они не думают, что в конце концов превратятся в татуированных стариков, с отвисшими дырками в проколотых в молодости ушах. Старикам, до которых нет дела ни обществу которое их вырастило такими, ни собственным детям, воспитанным на виртуальных ценностях.
Использованы материалы статьи “Почему вокруг так много инфантильных людей“