Малый бизнес – это здорово, самозанятость, работа как говорится “на себя, а не на дядю“. Можно делать что хочешь, когда хочешь. Правда есть маленький нюанс. Малый бизнес никогда не заработает больших денег. Хорошо, если будет существовать на самоокупаемости, и его хозяин не надорвется, когда будет очередной кризис среднего возраста у его фирмы.
Представим, что бизнес – это машина по выработке тепла, к примеру, есть котельная (фирма), куда подбрасываются дровишки (ресурсы: материалы, время людей) и на выходе получают тепло. Это тепло доставляют по трубам потребителям и все довольные греются у своих батарей.
Для того чтобы получить какие-то деньги – нужно сжигать много ресурсов (много работать). Если взять пример с той де топкой, то мало того, что нужно постоянно подбрасывать дрова в огонь, но чтобы доставить тепло в дома, нужно постоянно поддерживать трубы, по которым идет тепло, в рабочем состоянии. Иначе будут утечки, воровство, что и будет уменьшать и без того не слишком большую прибыль. При этом нужно еще сделать ответвление для обогрева государственной машины (те самые налоги) и все это делать в одиночку в малом бизнесе.
Чем меньше объем производства, тем выше себестоимость продукции – поскольку выше накладные расходы в пересчете на единицу товара – это закон. Поэтому, если делать единичный товар, то нужно делать его как предмет роскоши с соответствующей ценой, покрывающей все издержки. Эксклюзив – не для массового рынка.
Вот история 2007 года, не потерявшая актуальности и сейчас про одного фермера “малый бизнес и закон критической массы” , где как раз и говорится о том, что малый бизнес, а особенно фермерские хозяйства просто так выжить не могут. Здесь нужно нечто большее, чем много и хорошо работать.
Но, подождите, как же так? Ведь есть довольно много прибыльного бизнеса в России, который работает. Точно, есть такой. Я успел поработать в нескольких больших и не очень компаниях и, понимая что такое себестоимость продукции, часто удивлялся тому, что люди получают большую зарплату, но он же не производят столько прибавочной стоимости (если вспомнить Маркса) чтобы хотя бы зарплату окупить. Здесь есть два нюанса. Во-первых, такое может быть только в больших компаниях, где общая прибыль “размазывается” на всех работающих, и какое-то количество людей вообще могут ничего не делать, а фирма даже не заметит. В стартапах все несколько иначе.
И есть еще один нюанс. Вернемся к примеру с котельной. Можно вырабатывать тепло при помощи сжигания ресурсов при этом выработка тепла сильно зависит от КПД. Но есть и другие способы.
Знаете, что такое тепловой насос? Это такая штука, которая выдает КПД по выработке тепла до 500% т.е. На получение 5кВтч тепла, потребляется всего 1кВтч энергии. Как так получается? Просто тепловой насос не вырабатывает тепло, он переносит его с одного места, где его много, к потребителю, где оно нужно. По такому принципу работают кондиционеры, которые сбрасывают тепло из помещения на улицу, а оттуда забирают необходимый холод. В бизнесе тот же принцип.
Тепловой насос, перекачивающий тепло из одного места в другое с минимальными затратами
Если вы ходите получить бизнес-машину в КПД в 500% то не нужно производить тепло, нужно переносить с минимальными потерями его туда, где оно нужно потребителям при помощи тепловой машины. Это – бизнес-модель любого магазина. И, к сожалению, бизнес-модель Российской “нефтяной” экономики. Когда деньги получаются не от производства, а лишь от поставки нефти/газа потребителям.
Так что если хотите получить бизнес-машину с КПД в 500% (или около того), то либо просверлите нефтяную скважину, либо начните с магазина попроще и вам повезет, как этому бизнесмену.