За последние четыре года количество детских передач на российских каналах сократилось почти два раза. И это не мое наблюдение. Это данные исследования. Почему так происходит? Этому есть объективные причины. Помните термин “рыночная экономика”. Сейчас очень многое в нашем мире, и на телевидении это видно прекрасно, подчинено одной цели – заработать деньги. А детские передачи-это именно то, на чем деньги не зарабатываются.
Для чего раньше (до всеобщей капитализации) делали детские передачи? Не побоюсь этого слова – все-таки для детей. Возможно, была квота на такие передачи, возможно, детские передачи продвигались министерством культуры. Не могу сказать. Единственное что я сейчас вижу, что телевидение все меньше подходит для неокрепшей детской психики.
Изготовление телевизионной передачи вообще, и детской в частности, сейчас преследует простую цель – заработать. Авторы не гнушаются никакими приемами, больше скандалов, интриг, расследований – вот что дает рейтинг. Авторы продают передачу на телевидение, Телевидение продает в передаче рекламу, все при деле, и при деньгах, только страдают дети. За рубежом работает целая индустрия для зарабатывания денег на детских товарах. Детские передачи используются для продвижения детских героев, а не для откровенной рекламы. Деньги зарабатываются на игрушках, и других сопутствующих товарах, где используются образы этих самых героев, одежда, обувь, наклейки. Кстати, создатели мульт-сериала смешарики пошли именно по этому пути. Но в большинстве случаев, все детские передачи просто обвешиваются рекламой по максимуму.
Наши законотворцы пытались оградить детей от назойливости продавцов. В законе о рекламе есть ограничения, которые применяются при размещении рекламы в детских передачах. Во-первых, такие передачи нельзя прерывать рекламой, во вторых, время рекламы в час – меньше, чем во взрослых передачах. Казалось бы здорово. И детей не мучаем всякой ерундой и рекламодатели должны быть довольны, все-таки не совсем запрещена реклама. Но к чему это привело? У нас же коммерческое телевидение. Зачем показывать передачу, которая не приносит прибыли или приносит меньше, чем хотелось бы? И телевизионщики вместо того, чтобы ограничить количество рекламы, ограничивают количество детских передач. Практически по анекдоту. “Водка подорожала. Папа, теперь ты будешь меньше пить? Нет, детки, теперь вы будете меньше кушать.” Так что ждем, когда телевидение умрет окончательно. Для младшего поколения оно уже практически умерло, для своей дочки я использую интернет. Просто запускаю онлайн просмотр мультфильма с сайта www.ivi.ru с возможностью выбрать из старых добрых советских мультиков, а рекламу – пусть смотрит кто-нибудь другой.