Люблю сложные задачи. Мне интересно их решать, придумывать то, чего раньше небыло. В свое время – это была программа, когда из ничего создаешь что-то совершенно новое. Сейчас еще интереснее – бизнес. Есть бизнес-идея, есть некоторое финансирование, нужно просчитать и расписать, что для реализации идеи нужно, и хватит ли финансирования.
И так, что же нужно для организации бизнеса? В первую очередь – ресурсы. А для работы бизнеса и отбивки вложенных денег – клиенты. Поэтому начинаем расчет с маркетинговых вопросов. А именно с сегментации клиентов. Как говорил Каширин (СБАР): “нужно знать что мы продаем и кому мы это продаем“. А я еще добавлю, что нужно знать тех, кто продает аналоги, чтобы посмотреть как делают другие и сделать лучше.
Т.е. первым делом определяемся с клиентами, сегментируем их как можно точнее, стараясь найти тех, кому наши товары/услуги действительно будут интересны. Сколько таких клиентов? Большой вопрос. Вам просто так никто не скажет “ой какая штука, мы готовы купить прямо сейчас за любые деньги, и еще друзья наши точно купят”. Одно из двух – либо проводить маркетинговое исследование, либо, сразу делать пробные экземпляры и доводить по ругани рекомендациям уже купивших клиентов. Первый подход характерен для американского стиля вывода продукта на рынок, а второй – скорее для российского. Экономим на начальных затратах, понимаете ли.
Кстати, есть хороший (и даже бесплатный) тест, по которому можно проверить работоспособность вашей идеи.
Переходим к технической части. Расписываем бизнес-процесс, если это услуга, то подробно расписывается сама услуга и то, как клиент будет ее получать. Если это продукт, то расписывается процесс заказа, изготовления продукта и передачи клиенту. Какие ресурсы нужны на каждом этапе процесса. Оборудование, обслуживающий персонал определенной квалификации, лицензии на деятельность и на программные продукты. Далее рассчитываем себестоимость одной единицы продукции/услуги и после этого мы можем понять, сколько единиц продукции нужно продавать в месяц, чтобы выйти на себестоимость. А вот как набрать то необходимое количество клиентов – это дополнительный вопрос маркетинговых усилий, которые тоже нужно расписать и рассчитать их стоимость, ведь массированная рекламная кампания внесет свои коррективы в себестоимость, а увеличит ли она время окупаемости, либо наоборот – зависит от эффективности рекламы.
Фактически, на данном этапе делается техническое задание на бизнес, которое, обычно называется бизнес-планом. Чем подробнее будет продуман бизнес-план, тем меньше нужно будет вложить инвестору и тем проще будет запустить процесс работы.
А можно ли начинать бизнес без бизнес-плана? В принципе – можно, если все уже есть в голове у руководителя бизнеса. Если у него уже есть опыт работы в аналогичной структуре, а еще лучше – опыт организации аналогичного бизнеса. Если менеджер увольняется из компании, чтобы открыть свою фирму, то в 90% случаев она будет клоном его старого рабочего места (либо собирательным образом старых двух-трех) и при этом сохранит все недостатки, которые плавно перетекут с предыдущего места, если не продумать все досконально. Большая ошибка тех, кто собирается открыть такого рода клон – это решения основанные на неполной картине, которую человек видел на старом месте работы. Полную картину, начиная от привлечения клиентов и заканчивая послепродажным обслуживанием, видел только директор. Именно поэтому я рекомендую любое финансовое предприятие начинать с бизнес-плана, в ходе его написания, проблемные места выплывают на поверхность раньше, чем будут потеряны деньги. И будет время проконсультироваться со специалистами, вместо того, чтобы тупо вбрасывать деньги, и смотреть что из этого получится.
Однако, если у вас слишком много денег, то последний вариант имеет право на жизнь :)