Не успел еще кризис достигнуть своей самой глубокой (как бы это получше выразить) фазы, как Джон Вон Эйкен – известный бизнес-консультант, уже выдал свои рецепты по его преодолению. Конечно – эти рецепты неприменимы в масштабах страны (читаем рецепты от Рузвельта) – это рецепты для отдельного предприятия и его руководителя. Не буду пересказывать всю книгу. В ней есть и известные мне вещи, и неплохие идеи. Будет желание – прочитайте сами (реквизиты книги в конце поста). Но в первую очередь меня заинтересовала глава об издержках, капитале и финансах. Что же нам советует господин Вон Эйкен?
1. Проанализируйте свое финансовое положение
Готовим отчет о наличных активах и затратах и обязательствах, причем не просто затратах в целом, а в разрезе статей затрат. Какие активы есть у вас, недвижимость, техника, люди? Сколько денег идет на содержание и поддержку их в рабочем состоянии? От каких активов, поглощающих средства можно избавиться? Что из них можно продать или просто отдать, чтобы сэкономить. Может есть кредиты, с которыми можно расплатиться вашими активами? Чтобы не пойти ко дну в шторм – нужно избавиться от балласта. Неважно, сколько вы заплатили за этот балласт в прошлом, если он тащит вас ко дну – за борт.
2. Проведите стратегический аудит
Серьезный пункт. Вы уже знаете за последние месяцы, что продажи не просто упали – они остановились. Какова ваша стратегия? Нужно сформировать свое мнение по двум важным вопросам:
1. Сокращение финансирования.
2 Сворачивание части бизнеса или же текущего бизнеса полностью.
Да, именно это советует Джон. Если вы видите, что продаж больше нет, а бизнес продолжает пожирать финансы – стоит ли влезать в долговую кабалу? Если бизнес не приносит денег – он должен быть продан или закрыт . Это крайняя мера, однако, она может быть единственным вариантом для владельца. Проведите анализ, сможет ли бизнес в текущих условиях и без внешнего финансирования просуществовать 6-12 месяцев? Если – нет, то владельцу бизнеса, который не приносит денег, лучше остаться без бизнеса и без долгов, чем с долгами но все равно без бизнеса несколькими месяцами позже. Закройте убыточный бизнес и… вложите вырученные деньги в создание кардинально нового! Вот что советует Джон.
3. Пересмотрите долгосрочные и краткосрочные планы
Сейчас ваш план – выжить и сохранить бизнес. Этому должна быть подчинена вся работа. Джон уделяет этому процессу аж две главы в его книге. Прочитаете сами.
4. Подумайте о способах увеличения дохода и входящих потоков денежных средств
Я бы уточнил о новых способах! Джон советует прежде чем сокращать расходы, подумать где можно найти дополнительные доходы. И ведь есть способы:
- Используйте новые технологии продаж. Если раньше это было не так важно, то в кризис годится все (ну или почти все). Я бы не стал опускаться до спама, но работать с клиентами нужно плотнее и активнее.
- Повышайте эффективность процессов. Если вы делает что-то быстрее, если вы используете меньше ресурсов, если можете быстрее выпустить и быстрее доставить товар своим покупателям, вы сможете получить больше прибыли там, где другие еще только приступают к работе. В кризис нужно крутиться в два раза быстрее.
- Развивайте новые товары и услуги. Что вы еще можете предложить своим клиентам? Что они хотели бы еще купить? Что из вашей продукции поможет им выжить в кризис?
- Ищите партнеров. Вместе вам будет легче предложить одному клиентов больше разных товаров. Вместе легче выжить, и, в конце концов, может пора вообще слиться в одну компанию?
- Жертвуйте активами. Не лучше ли дешево продать пылящийся на складе неликвид, чем ждать когда в кризис его кто-нибудь купит по обычной цене?
5. Сократите издержки
Вспоминаем пункт первый и смотрим статьи расходов. Прежде всего сокращается все, что касается личных льгот. Затем сокращается все, что напрямую не влияет на продажи и без чего можно обойтись сейчас. Замораживаются новые проекты, такие как, к примеру, реорганизация корпоративного сайта. Главное – не перегнуть палку. Если вы сократите всех IT специалистов, то как будет работать ваша локальная сеть без их поддержки? Дайте задание своим подчиненным. Пусть они тоже ищут возможности возможности сокращения расходов. Это в их интересах. Пусть лучше найдут способы сокращения расходов, чем вы будете искать способы сокращения их самих.
6. Оцените существующие и новые возможности привлечения капитала
Если вы все-таки решились на заем денег – разработайте подробное обоснование. Рассматривайте предложения разных банков и не забывайте про частных инвесторов. И к тому же есть еще партнеры и поставщики. Может с ними можно договориться, может у них есть запас средств?
7. Реструктуризация деловых связей
Бизнес- это связи. Вспомните о тех партнерах, с которыми давно не общались. Возможно они захотят поработать с вами плотнее. Откажитесь от невыгодных контрактов и ищите новые. Не нужно кормить кого-то в кризис, если самим есть нечего. Пора работать более жестко. Возможно есть более дешевые поставщики, чем те, с которыми вы до сих пор работали. Начните добиваться на переговорах максимума. Меньше эмоций, меньше уступок – на кону ваш бизнес!
8. Задумайтесь об использовании имеющихся финансовых резервов
Не расходуйте деньги, если не уверены, что они вернуться к вам. Никто не знает как долго продлится кризис.
9. Продолжайте пересматривать цифры
Если вы предпринимаете предыдущие шаги, то должны видеть результаты. Видеть постоянно. Видеть, чтобы иметь возможность сманеврировать, если ситуация станет еще хуже.
Информация о книге:
Джон Вон Эйкен. Кризис. Остаться в живых! Настольная книга для руководителей, предпринимателей и владельцев бизнеса
Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2009 г. Мягкая обложка, 352 стр. ISBN 978-5-9614-0990-1
Тираж: 6000 экз. Формат: 70×90/16
Заказать можно в Интернет магазине Озон.
Iraidka
возможно это и поможет кому-нибудь, но впервую очередь самому автору мне кажется. Продаваемость книги в кризис должна быть высокой
Сергей Трофимов
|AuthorТочно, известные консультанты в кризис зарабатывают денежки.