Успешные стартапы: пример #1

Успешные стартапы: пример #1

Комплект разведчика, бронежилетСтатистика стартапов уже набила всем оскомину. Что до меня, то если кто-то разбудит меня ночью и спросит “сколько стартапов “выстреливает”, то я не задумываясь скажу два из десяти. Но меня интересует вопрос, наверное как и каждого, кто собирается делать стартап, делает или пока раздумывает. Можно ли по каким-либо косвенным признакам понять перспективы страртапа? Какие стартапы “выстреливают”?  Есть ли статистика таких проектов?

Об этом можно спросить у бизнес-ангелов, хотя вряд ли они дадут такую статистику. Но можно и просто оглядеться вокруг и сделать определенные выводы. И так, в мои руки попали примеры стартапов, которые за относительно небольшое время набрали обороты и вышли на промышленный уровень. Один из таких примеров: фирма “Армоком”, изготовитель бронежилетов, которая начиналась как обычный стартап. 

Много лет назад, Евгений Харченко-основатель фирмы, занимался наукой. Он закончил Новочеркасский политехнический институт, работал в ЦНИИ специального машиностроения, занимался разработкой композитных материалов для ракетно-космической техники. Защитил кандидатскую и докторскую диссертацию.

 И наступили девяностые, институт остался без денег и перспектив. Жизнь просто заставила искать выход. Идти торговать шмотками на рынок, как это делали некоторые его коллеги ему не хотелось. А Евгений решил использовать свои знания в органопластиках для создания своего бизнеса. Первое что пришло в голову – что из арамидных композитных материалов, которые используются в космических кораблях можно делать высокопрочные шнуры, которые должны быть востребованы везде, поскольку шнур, получаемый из арамидных волокон, прочнее и легче капронового.

Идея окончательно материализовалась, когда ему на глаза попалась шнуроплетельная машина. Тогда Евгений собрал десять самых активных институтских сотрудников, уговорил их скинуться на два таких станка и учредил фирму. Помещение сняли у своего же института. Используя связи в отрасли первый материал он взял под гарантийное письмо, с обещанием заплатить через несколько месяцев.

Из первых двух тонн волокна сделали несколько десятков километров шнура, которые практически сразу стали пользоваться спросом. Шнуры разошлись как буксировочные тросы, использовались для дельтапланов, парапланов, яхт. В результате чего уже в первые годы работы (это был 1993 год) годовой оборот предприятия превысил сто тысяч долларов и работали там уже не десять человек, а тридцать.

Но Евгений не остановился на достигнутом, а решил попробовать производить из этой ткани бронежилеты. Бронежилет состоит из 20-30 слоев очень прочной ткани. Когда пуля начинает в нее внедрятся, прочные арамидные волокна рвутся, но с большим трудом, отбирая у пули энергию и в конце концов пуля останавливается. Попробовали – получилось. Для производства пришлось закупать дорогостоящие станки для резки и шитья высокопрочной ткани. Но идея стоила того. Создание бронежилета совпало с началом активного развития в России индустрии частных охранных структур, да и среди бизнесменов было много желающих носить скрытые бронежилеты. Дело пошло.

Обороты росли, но, не настолько, чтобы можно было спать спокойно. В конце концов стало понятно, что нужно переходить из малого бизнеса в средний, а для этого нужно резко увеличить количество продаваемой продукции и размер продаваемой партии. А кому нужны бронежилеты в больших количествах? Конечно же силовым структурам: армии и милиции. И пошла целенаправленная “охота” на госзаказ. Стали участвовать в специализированных выставках. Как-то на них обратили внимание представители службы охраны Президента (еще Ельцина), взяли на пробу несколько бронежилетов и начали их расстреливать из 12 видов оружия.  И тут, казалось бы – конфуз. Испытанные бронежилеты стали прошиваться пулями насквозь. Но как потом оказалось, охрана использовала специальные бронебойные пули, которым и было  положено пробивать чуть ли не все на свете. А вот часть бронежилетов все-таки выдержало “расстрел” и не получило сквозных пробоин, и заказ был получен. Потом был заказ от Государственного таможенного комитета.

И опять директор “Армокома” не остановился на достигнутом. Новая его идея была в том, чтобы сделать противоосколочные защитные комплекты для экипажей бронетранспортеров. Поскольку легкая броня БТР хотя и защищает от пуль стрелкового оружия, но “прошивается” из крупнокалиберного пулемета, давая внутри массу осколков, то защита экипажа от них далеко не последняя задача. “Армоком” сделал комплект для экипажей бронемашин из огнестойкой, защищающей от осколков ткани с дополнительными противоосколочными накладками на штатный шлемофон. И этот комплект получился в полтора раза лучше, чем американский. После этого заказа, Министерство обороны  обратило на них внимание.

Дальше – больше. Стали делать защитные шлемы из той же ткани. Шлемы получились легче чем стальные, и при этом с большим чуть ли не в два раза по уровню защиты. Пошли заказы от оборонки: шлемы, бронежилеты, защитные комплекты.

Очередное ноу-хау, придуманное в “Армокоме” было применено при разработке бронешлемов для группы “Альфа”. Специальное чешуйчатое покрытие из той же ткани, не просто останавливало пулю, а предварительно разворачивало ее на 60-90 градусов, после чего пуля теряла большую часть своей пробивной способности и уже не могла причинить значительного вреда.

Сейчас “Армоком” поставляет по госзаказу большую часть продукции. Ассортимент постоянно расширяется. Здесь и несколько видов бронежилетов, шлемы, комплекты защитной одежды для пожарных, вертолетчиков и даже противоминные ботинки для разведчиков. И конечно же, до сих пор изготавливаются высокопрочные шнуры, с которых все начиналось.

Успех этого предприятия базировался на нескольких китах:

1. Технология. Технология, использовавшаяся в космической технике была удачно применена для производства “мирной” продукции, потеснив в этой нише уже работающие предприятия.
2. Харизма руководителя. Без знаний и пробивных способностей основателя – Евгения Харченко, вряд ли все сложилось бы так как сложилось.
3. Постоянное движение вперед. Не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше и дальше, изобретая новые продукты на основе технологии. Если бы они остановились на шнурах, то скорее всего до сих пор бы остались малым предприятием.
4. Переход из малого бизнеса в средний. На одном из этапов жизни фирмы, получение госзаказа стало основной целью, достижение которой и вывело предприятие на новый уровень и позволило закрепиться в серьезном бизнесе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>