Как повысить эффективность бизнеса?

Как повысить эффективность бизнеса?

Денег много не бывает

Так как же можно увеличить финансовую отдачу от бизнеса?  Самый действенный рецепт: меньше расходов и больше доходов. Если затраты небольшие, а доходы велики – предприятие процветает. Как говорится в известной пословице: богат не тот, кто больше получает, а тот, кто меньше тратит. Если обратиться к классике, то есть несколько путей, которые помогут повысить рентабельность предприятия…

 Но с начала небольшое отступление. Недавно прочитал Кийосаки, которого известный блоггер Макс Крайнов называет шарлатаном. Полемизировать на тему шарлатан или не шарлатан не собираюсь, человек по своему деньги зарабатывает и на книгах в том числе. Я бы сказал, что это книги из серии “у вас все получится”, которых довольно много, все читаются с разной степенью интереса, поскольку написаны легко и доступно. Ощущение такое, что автор сидит рядом с тобой, ты на него смотришь с определенной долей уважения и слушаешь, как он поднимался по финансовой лестнице и выбирался из “крысиных бегов” зарабатывая сто, тысячу, или миллион долларов не сильно утруждая себя работой.

Прочитав книгу “богатый папа, бедный папа”, нашел несколько умных мыслей, все-таки бизнес-консультанты не зря едят свой хлеб, но в целом всю книгу можно свести к нескольким советам, “дерзайте, и у вас все получится”, “вкладывайте деньги в активы, лучше в недвижимость” и “если у вас нет денег на вложения, займите у кого-нибудь”. К обычному бизнесу эти советы имеют не слишком большое отношение, ведь они написаны для простого обывателя, который мечтает однажды разбогатеть. Как мне кажется,  вложения в недвижимость хороши, но вложения в бизнес могут принести намного больше, хотя в этом случае больше риска для инвестора.

В целом книги из серии “у вас все получится” похожи друг на друга. Обычно это рассказы о том как кто-то, не имея ничего за душой, оказался в нужное время и в нужном месте и теперь богатству его нет границ, как говорят “из грязи в князи”. Можно разок почитать для общего развития и поднятия собственной мотивации. Но если вы действительно хотите повысить финансовую отдачу от бизнеса, то нужно читать серьезные книги по финансовому и управленческому учету. Это было краткое отступление а теперь собственно о том, о чем хотелось написать.

И так, как финансовые гуру советуют повышать эффективность бизнеса?

Большинство компаний образуются для получения прибыли. Конечно мы не берем бизнес, который на самом деле является не бизнесом, а хобби. Есть денежный поток от продаж некоторого продукта или услуги. Есть себестоимость этого продукта, т.е. те затраты, которые необходимо понести, чтобы произвести, упаковать и передать товар потребителю, есть еще наценка на себестоимость, которая входит в конечную цену для потребителя. По этой формуле легко рассчитать конечную цену продукта или услуги.

Например, если кто-то делает программы под заказ. Сколько брать с клиента за программу?  Считаем: Допустим создание программы занимает чистых две недели. Возьмем простой пример, когда ее будет делать один программист с зарплатой в 50 тыс. рублей. (это цифра несколько больше той, которую использовали для расчета стоимости изобретения велосипеда) и больше ничего не учитывает, ни обучение ни документирование, ни сопровождение. Программист работает в офисе и занимает к примеру 5 квадратных метров. Для простоты расчета берем арендную плату в 1000 рублей в месяц за квадратный метр. Для Москвы – это не слишком большая ставка. Получаем себестоимость разработки двухнедельной программы или половину месяца (10 дней по 8 часов, поскольку в выходные не работаем) составляет 50000 x 0.5 + 5000 x 0.5 + 7500 (налог на з.п около 30% от заработной платы)  = 35000  или 438 рублей в час. Теперь если цену программы уже озвучили 35000 и закрепили в договоре (устном или письменном), а клиент будет выдавать задачи по изменению программы таким образом, что время ее создания превысит расчетные две недели, то бизнес буден не рентабельным, поскольку зарплату программисту платить будет нечем, и работы будут осуществляться ниже себестоимости.

Естественно, по ценам себестоимости будет работать только программист-одиночка, а в реальной компании есть еще и другие накладные расходы например зарплата бухгалтера или другого персонала, да и прибыль должна быть, поэтому для клиента к себестоимости почасовой ставки добавляем наценку и получаем, например, 700 рублей в час (или 1200 или еще выше, в зависимости от накладных расходов и желания продавца), при семистах рублях в час стоимость описанных работ уже вылетает в 56 тыс. рублей. Тогда после завершения проекта прибыль за вычетом налогов, например 6% единого составит 56000-3360 (налоги) – 35000 (себестоимость) = 17640 или около 50 %, что было бы очень неплохой прибылью, если программист действительно закончит проект за две недели, как было запланировано и клиент действительно заплатит все деньги о которых договорились :)  

Если вы хотите вести рентабельный бизнес, а не просто сделать доброе дело вашему клиенту, то формула 
цена=себестоимость+наценка должна быть главной формулой вашего бизнеса.

Так как же можно увеличить финансовую отдачу от бизнеса?  Самый действенный рецепт: меньше расходов и больше доходов. Если затраты небольшие, а доходы велики – предприятие процветает. Как говорится в известной пословице: богат не тот, кто больше получает, а тот, кто меньше тратит. Если обратиться к классике, то есть несколько путей, которые помогут повысить рентабельность предприятия:

1.      Сокращение расходов в пересчете на единицу продукции. Уменьшение себестоимости продукции произойдет, если сократить расходы на оплату труда. Использовать менее квалифицированный персонал с меньшей ставкой. Сократить непроизводственные расходы, например отправить программистов работать в подвалы или вообще домой и не платить аренду. Аутсорсинг значительно снижает себестоимость продукции, но требует большего внимания к проверке качества. Можно повысить эффективность процессов, когда за меньшее время создается больше ценности для бизнеса, например программист делает одну программу, которую можно продать нескольким клиентам.

2.    Увеличение цены на продукциюэто второй путь повышения финансовой отдачи предприятия. Затраты остаются на прежнем уровне, цена возрастает, доходы согласно логике, должны вырасти. Однако не все так просто. Здесь вступают в силу законы рынка.  В конечном итоге при достижении определенного уровня цен, дальнейшее их повышение при тех же потребительских качествах товара приводит к сокращению объема продаж. Часть покупателей отказывается от покупки и уходит к конкурентам. В конце концов, наступает момент, когда повышение цены уже не покрывает сокращающейся объем продаж, и доходы вместо увеличения, начинают падать. Здесь задача маркетологов, найти ту максимальную цену, когда товар еще продается, хотя и в меньшем количестве, но прибыль от продажи по завышенной цене покрывает уменьшение объема реализации.

3.    Увеличение объема продаж при помощи воздействия на покупателя .  Процесс покупки – это психологический процесс независимо от того, покупается кастрюля, прокатный стан или услуги по разработке программного обеспечения. Психология продаж описана во многих книгах. Вам достаточно прогуляться в ближайший книжный магазин (или просто поискать в Интернете), и вы найдете множество изданий с примерно такими названиями «Гений продаж», «Как стать идеальным продавцом»,  «Как продать что угодно и кому угодно» и так далее и тому подобное. Большинство из описанных в этих книгах способов увеличения продаж, используют техники манипулирования покупателем. Для продаж B2C – это работает,  для продаж B2F (business to fool) – это работает вдвойне, но для продаж B2B вступают в действие другие законы. Если продажа совершается не за один прием, то техники манипулирования здесь не подходят. Не всегда можно просто увеличить объем продаж, воспользовавшись одной из психологических техник, но если вы действительно его увеличили (при помощи рекламы, найма “продавца- убийцы”, способного продать кому угодно и что угодно или другими тайными способами), то можете столкнуться с проблемой перегрузки предприятия, особенно, если ваш товар характеризуется сезонным спросом, и недогрузки не в сезон. Как выходить из такой ситуации уже другая история.

  1. Заглянул на сайт Левитаса, смотрю книга мне знакома. Гляжу на полку, точно, стоит зеленая такая, читал несколько месяцев назад, но автор, как всегда выпал из памяти. Действительно, есть интересные моменты. А насчет прописных истин, для кого-то они прописные, а для кого-то они будут новостью, смотря как долго человек занимается бизнесом.

  2. Pingback:   Интересно почитать (16.04.2008) by Блог Димка

  3. Pingback: То, что я читаю #23 | kraynov.com

  4. Согласен, основное количество книг по увеличению эффективности бизнеса однотипны и для тех кто в первый раз сталкивается с этим они приемлимы.Серьезных книг в действительности по пальцам пересчитать…
    кстати на счет Левитаса(выше),читал,
    неплохо.

  5. Формула простая и любой предприниматель с ней знаком. Он и так знает, что ему нужно увеличивать продажи, сокращать издержки. И как правило у него всегда полно идей, как это можно сделать.

    Вопрос всегда стоит в том, что же именно делать в первую очередь? Какое из этих возможных действий (например: договор с поставщиком за скидку, выгнать пару сотрудников-бездельников, нанять маркетолога, отдать товар под реализацию, но повысить при этом цену и т.п.) будет лучше применить???

Ответить на Fred Perry Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>