Канадский интернет-стартап, идея которого сделать сервис, помогающий найти попутчика, с треском тихо провалился, статья об этом опубликована на сайте IdeaBlog. Оригинал статьи на английском можно почитать здесь.
Сервис предназначался для студентов, которые ездят на каникулы и которые могут объединится, для родителей, отвозящих детей в школу и готовых подвозить попутчиков или для людей, которые ездят каждый день на работу и могут к примеру один день сами подвозить, а в другой быть попутчиками. Ведь здорово, не гонять лишний раз машину, экономить топливо, приобщиться к улучшению экология. Что-то похожее есть в Рунете www.dovezu.ru.
Но проект практически провалился. Почему это произошло? По причине жестокой конкуренции? Нет, нет и еще раз нет. Как всегда – неверно выбранные цели, неправильное управление и нарушение правил ведения бизнеса. Статья довольно грустная, но показательная. Ошибки стартаперов стандартные. Итак:
1. Не рассчитали силы. Филипп – инициатор стартапа вложил в свое детище деньгами около $30 тыс и собственными силами почти в два раза больше. Скорее всего он, как и другие стартаперы на первых порах (а может быть и вообще) не брал себе заработную плату, вкладывая все деньги в свое детище, но все равно финансов не хватило. Силы и средства ушли на создание прототипа, но полноценного рабочего продукта, который мог быть востребован пользователями, так и не получилось, бюджета не хватило. Инвесторы не заинтересовались плохо проработанным бизнес-планом, хотя была попытка массового предложения бизнес-планов (700 шт.), и проект зашел в тупик. Так произошло потому, что было нарушено одно из правил успешных стартапов “выпускайте рабочую версию как можно раньше”. К тому же концепция продукта постоянно изменялась и небыло четкого понятия, “что есть продукт” см. п 2
2. Что есть продукт? Основное понятие, о том какой продукт нужно предложить пользователям, у этого стартапа сложилось когда деньги подходили к концу. Большую часть времени стартап двигался в неправильном направлении. По началу делали сервис только для поиска попутчиков, а в конце пришло понятие, что нужно создавать плагины для социальных сетей, которые бы подключались к единой базе проекта. К сожалению общения с будущими потребителями было мало, в противном случае они могли бы подсказать, какие функции они хотели бы использовать в новом сервисе. Так, например, поступила 17-ти летняя создательница сервиса MyYearbook – Катрин Кук, которая при создании своего сервиса советовалась со сверстниками, для которых этот сервис и предназначался.
3. Провал маркетинга. Кто ваш клиент? За что потребители на самом деле готовы платить? Сколько у нас потенциальных клиентов? Сколько составляет стоимость привлечения и удержания одного клиента? На эти вопросы начинающий стартап не имел не только четкого, но даже приблизительного ответа. Техническая сторона – это хорошо, но стартап должен с чего-то получать прибыль, т.е. должны быть продажи. Как вы привлечете инвестора, если он не уверен, что вы сможете продать кому-нибудь свое детище? К сожалению, большинство инициаторов проектов не видят ничего вокруг, кроме своего родного проекта. К тому же сервис не ориентирован на повторные продажи. Если за сводничество попутчиков в первый раз еще можно взять какие-то деньги, то в дальнейшем попутчики легко могут договариваться между собой без каких-либо отчислений сервису. К сожалению не был опробован ход оптовой продажи и не предпринималось попыток предложить лицензию на сервис крупным бизнес-компаниям.
4. Отсутствие полноценной команды. Стартап держится на единомышленниках, которые должны обладать определенными рабочими навыками. На одной идее стартап не сделать. Нужны люди, которые отдают все свое рабочее время проекту. Программисты, аналитики, тестеры, руководитель проекта, финансист в конце концов. Как справедливо утверждает Джим Коллинз “Сначала КТО [ключевая команда]… затем ЧТО [стратегия продукта]”
5. Жадность. Консалтинговая компания предложила ребятам помощь в работе за 25% доли. Предложение было отклонено, о чем в последствии сокрушался инициатор проекта. Ведь лучше иметь 75% доли в работающем бизнесе, чем 100% в мертвом.
Итак, что осталось на текущий момент. Чуть дышащий сервис с альфа версией программного обеспечения. Уставшие от борьбы с действительностью инициаторы проекта. Отсутствие средств на развитие проекта и на зарплату работникам, в которых остро нуждается проект.
Serge Mikhailov
Удивительно. Почему провалились.
Мне кажется, что была жизнеспособная идея.
Сергей Трофимов
|AuthorПросто протестировано рынком. Пока на рынок идею не выбросишь, никакие маркетинговые исследования не скажут точно “выстрелит” стартап или умрет в муках.