Дистанционное обучение предполагает удаленность обучаемого от учителя. Под такое обучение подходит практически любой вариант учебы в домашних (удаленных условиях), начиная от знакомых всем книг, учебных видео и текстовых курсов и заканчивая специализированными сайтами для самостоятельного обучения через Интернет. При этом в большинстве случаев обучающие интернет-проекты – коммерческие структуры и подразумевают получение прибыли. Максим Спиридонов – серийный предприниматель, основатель проекта Нетология, дает несколько рекомендаций для создателей обучающих проектов.
Максим рекомендует именно сейчас выходить на рынок онлайн-образования.Рынок только становится на ноги, он полон возможностей и открытых ниш, он ждет энтузиастов, увлеченных идеей образования в высокотехнологический век, идеей распространения и всеобщей доступности знаний. Однако, он не советует создавать образовательный проект без четкого понимания, зачем вы это делаете, как вы будете строить на этом бизнес, зачем вообще вам это нужно.
Для построения образовательной системы нужно понимать, что простой доставкой знаний для учащегося образовательный проект не ограничивается. Поскольку сейчас есть большое количество бесплатных курсов и информационных ресурсов, то при желании можно собрать всю информацию из открытых источников, книг и документации и обучиться самому. Поэтому обучающая система должна не просто предоставлять знания, а вести ученика от одной темы к другой, последовательно расширяя объем знаний и навыков. Значит система дистанционного обучения должна не просто контент, а набор возможностей, комплекс контент+сервис. Сейчас многие пытаются продать контент, но эта модель работает плохо именно по той причине, что уникальных знаний в обучении практически нет, при желании можно найти тоже самое, но бесплатно, да и копируются псевдоуникальные знания очень хорошо. Даже, если у вас вдруг появился уникальный контент, то через какое-то время, этот контент будет растиражирован.
Сервис может подготовить план обучения, предоставить все необходимые курсы и материалы, а главное, куратор обучения будет вести ученика через весь учебный процесс, помогая осваивать новое, Как насчет бесплатности информации? Лучшая бизнес-модель для образовательного онлайн-сервиса – учится один – платит другой. Эта модель идеально работает в корпоративном обучении, когда мотивирует ученика и оплачивает курс работодатель. Работодатель определяет какие курсы и кому нужны, заказывает и заставляет учиться. Идея не нова, но используется не так часто, как хотелось бы. В свое время (достаточно давно) я даже видел бесплатные курсы для программистов, которые, правда были не дистанционными, а с полным погружением в офисе компании, но для программистов они были совершенно бесплатными. И главное: по результатом итоговых тестов, которые нужно было сдавать вовремя, успешно прошедшие обучение программисты принимались на работу.
Если обучаемый сам оплачивает курс, то его самого нужно уговорить это сделать, и тут возникает масса проблем. Многие учатся ради учебы, а не для улучшения качества своей работы. У представителей бизнеса и у простых работников разная мотивация и стоимость курса тоже тоже будет разной. Если бизнес может оплатить дорогостоящее высококачественное обучение, то работник лично далеко не всегда хочет не то чтобы платить, но и даже просто учиться, Мы знаем статистику, что только 5-7% записавшихся на бесплатные дистанционные курсы, проходят их до конца.
И исходя из этого вырисовывается главная задача и главное направление развития дистанционного обучения. Предлагать обучение необходимое бизнесу, чтобы это обучение оплачивал бизнес для своих сотрудников или участвовал в трудоустройстве слушателей. Т.е. успешная бизнес-модель образовательного проекта должна быть такой: учится один, а платит(да и заставляет учиться) – другой.
Интервью с Максимом Спиридоновым по поводу его обучающего проекта Нетология можно почитать здесь