Лето красит нежным цветом… Хотя нет, это звучало не так. Утро красит… Но у нас должно быть лето, но выгляните в окно, где лето? На дворе не май месяц, а июль, единственный месяц, когда в нашем Московском королевстве должно быть тепло. Но, даже этим летом, хоть и купаться холодновато, можно насладиться изысканной архитектурой окрестностей. Как сказал классик (наш, понимаете ли У. Шекспир) Архитектура – это застывшая музыка. И чтобы насладиться ей можно съездить в Псков или же добраться до одного из городов Золотого кольца. А можно посетить красивейшие места совсем недалеко от Москвы. Я отправился в район Подольска, с расчетом за день сделать рывок сразу в три места.
Первой целью моей поездки была Церковь Иконы Божией Матери Знамение в поселке Дубровицы. Ни на что не похожа, такой второй просто нет в России. Когда смотришь на нее, видится рука итальянских мастеров. Построена в начале 18 века (строительство велось с 1690 по 1703 годы) в усадьбе князя Голицына. На высоком берегу реки Десны, там где она соединяется с рекой Пахрой.
Основание храма – это крест с закругленными концами. Довольно высокая паперть за многие годы стопталась и сейчас ее заменяют на новую. Если вспомнить, что храм построен из мягкого белого камня, который добывали где-то здесь рядышком под Подольском, то неудивительно, что приходится
реставрировать. Храм украшен великолепными скульптурами. Прямо возле входа скульптуры Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а над входом изваяние Василия Великого.
Вместо привычного нам по другим церквям купола-маковки – самая настоящая золотая корона. Вся церковь выполнена в стиле барокко, более характерном для католических костелов.
Храм был закончен в 1699 году, но освящен пятью годами позже. На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.
Во время войны 1812 года, французы были в этом месте, но церковь избежала разорения. В отличие от французов в В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.
Храм был передан в распоряжение Всесоюзного института животноводства, однако не был переоборудован или разрушен, а даже понемногу реставрировался, поэтому дошел до наших дней в довольно хорошем состоянии. Только в 1990 году храм был возвращен православной церкви и в нем возобновились богослужения
Одна из скульптур апостолов, сохранившихся до наших дней. Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.
Следующим пунктом посещения окрестностей была усадьба Щапово.
Это не самое древнее место, хотя по летописям существует аж 17 века, но от этого не менее интересное. Если вспомнить, что им владело семейство
Морозовых (помните картину боярыня Морозова, так вот это про них). В старых летописях упоминается, что в 1627 году “Василий Петрович Морозов отдал свою старинную вотчину «село Александровское» в приданое дочери Марии, выданной за князя Васильевича Голицына” Потом все как-то умерли и имение перешло к государству, А вот В 1681 году царь Федор Алексеевич пожаловал село Александрово двоюродным братьям своей недавно умершей жены, царицы Агафьи Семёновны Грушецкой (1663 — 14.06.1681), Михаилу и Василию Фокичам Грушецким, комнатным стольникам (т.е тем, кто прислуживал при столе)
Со временем всё имение перешло к сыну Владимира Михайловича, Василию Владимировичу Грушецкому, генерал-поручику, сенатору, действительному
тайному советнику, кавалеру орденов, участнику присоединения Крыма к России в Русско-турецкой войне, деятелю екатерининского времени, который был близок ко двору императрицы Екатерины. При нем была построена Церковь Успения Богородицы. Потом село переходило из рук в руки, то продавалось, то отдавалось в качестве приданого. Им владели Прасковья Васильевна Грушецкая, жена Муравьева-Апостола, Евдокия Арсеньева, жена троюродного дяди М. Лермонтова, у которой в последствие в 1889 году село было куплено Ильей Васильевичем Шаповым – предпринимателем.
Щапов отреставрировал церковь, построил новые дома, открыл богадельню и школу для крестьянских детей
Церковь Успения Богородицы 1779 год. В советское время использовалась как склад удобрений, общежитие для сотрудников колхоза, тракторную марстерскую и даже зал органной музыки.
Из старинного убранства сохранились лишь фрески под куполом. Все старинные иконы были разломаны и сожжены в 1929 году, кроме одной чудом сохранившейся — образа Святой Троицы. По словам алтарницы Марии: «Когда из храма все вывозили, машина забуксовала, и икону подложили под колеса. По милости Божией, она уцелела, остались только следы от колес»
Слева здание церковно-приходской школы, по центру здание богадельни.
На фасаде мозаика, изображающая Успение (похороны) Богородицы
Гуляя по усадьбе увидел картину, как мама кормит великовозрастного птенчика. Тот радостной разевает клюв и сам ничего не собирается искать, хотя по размеру уже больше мамаши
Бывший каретный сарай. Сейчас тут, похоже, столовая.
В от этот дом построил для себя Щапов. Сейчас в нем располагается местное ГАИ
Грустная собачка охраняет (или просто созерцает) окрестности.
Старинные дубы, похоже посаженные еще при Щапове, а вокруг попытки преобразить территорию
Сохранившийся с тех времен дом управляющего
Мост и на заднем плане школа, сейчас здесь музей, библиотека и органный зал.
Памятный камень Илье Васильевичу Щапову – меценату и просто хорошему человеку, даром, что бизнесменом был. Следующим пунктом нашей программы было посещение усадьбы Остафьево, которое еще называют русским Парнасом. Название «Русский Парнас» принадлежит Пушкину. Парнас — гора в Греции; в мифологии — место пребывания муз, в античной и европейской культуре — символ поэзии, поэтического признания На въезде нас встречает церковь во имя Святой Троицы 1782 года постройки.
Трехярусная колокольня церкви Живоначальной Святой Троицы в селе Остафьево
Так выглядит со стороны дороги, места для парковки практически нет.
Место, где сейчас находится усадьба Остафьево, известно по документам начала XVII века. Тогда оно носило название «Климово, Нечаево тож». В 1674 году в этих местах появился владелец «полуголова Московских стрельцов Родион Григорьев сын Остафьев»
Усадьба Остафьево в нынешнем ее виде была построена на рубеже XVIII и XIX веков князем Андреем Ивановичем Вяземским (1754-1807 гг.). Это был потомок Рюриковичей и один из образованнейших людей своего времени.
Усадьба «Русский Парнас», хранят память о людях из первого ряда национальной культуры, цвете умственной интеллигенции. Это поэты К.Н. Батюшков, В.А.
Жуковский, В.Л. Пушкин – дядя великого поэта, А.И. Тургенев – близкий друг Н.И. Новикова, писателя, журналиста и издателя, дружившего с А.И. Вяземским; граф А.И. Мусин-Пушкин – государственный деятель, археограф, историк и коллекционер, прославившийся открытием и первой публикацией «Слова о полку Игореве»; писатель М.М. Херасков, баснописец И.И. Дмитриев, историк М.П. Погодин; будущие декабристы В.К. Кюхельбекер, М.С. Лунин; Н.И. Тургенев, герой войны 1812 года поэт Денис Давыдов; наконец, А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.В. Гоголь и сам Александр Сергеевич Пушкин.
12 лет жил и работал в усадьбе Николай Михайлович Карамзин. Здесь он написал 8 томов “Истории государсства Российского.” В честь него справа и слева перед усадьбой во второй половине XIX века княжной Александрой Павловной Вяземской из желудей, привезенных дочерью Н.М.Карамзина посажены два дуба, которые так и называются Карамзинскими. По символике XIX века дубы, растущие у входа в дом, означают гостеприимство.
Здесь часто (гостил целых три раза) бывал Александр Сергеевич Пушкин. Его памятник стоит в глубине парка за домом. Памятник небольшой, всего сантиметров 50 высотой (не считая постамента).
Бюст Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина, как представляющий большую художественную ценность, быт передан в Музей А. С. Пушкина, в парке же
установили его копию.
Красивейшая русская природа, пруд, и в дали виднеется белый горбатый мост, который изначально был построен после войны 1812 года.
Ротонда в усадьбе Остафьево была восстановлена в 2012 году. Сейчас здесь часто проходят концерты классической музыки.
Вид со стороны флигеля. Хорошо видна крытая колоннада, соединяющая флигель и главное здание.
В 1898 г. Остафьево приобрел граф С. Д. Шереметев, женатый на внучке П.А.Вяземского Екатерине Павловне. Он обустроил липовую аллею «Русский Парнас», в 1911-13 гг. установил в парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, П. А. и П. П. Вяземским.
Барельефы над входом
За Бородинское сражение Вяземский был награжден орденом св. Владимира четвертой степени с бантом и памятной медалью. В честь этих событий Вяземские украсили боковые фасады Остафьевского дома четырьмя барельефами.
После революции Шереметевы не эмигрировали. Оставшись в России, они сочли своим долгом спасти Останкино, Кусково, Остафьево с их уникальными коллекциями. Они добились охранной грамоты для усадьбы. Для себя запаслись рекомендательным письмом, подписанным Луначарским. В 1918 г. умирает Сергей Дмитриевич. Его сын — Павел Сергеевич Шереметьев назначается хранителем усадьбы и первым директором «Музея дворянского быта». Но в 1928 году его уволили, семью выселили из усадьбы. Музей был закрыт и разворован, экспонаты уничтожены, частично разбросаны по другим музеям и к нашему времени зачастую осели в частных коллекциях. П.С. Шереметьев закончил свои дни в башне Новодевичьего монастыря в бедности среди жалких остатков библиотеки, знамен Полтавской битвы и нескольких картин. 1930 г. Остафьево было отдано под пионерский лагерь, в 1950-е
гг. переоборудовано под дом отдыха Совета Министров СССР.
В 1988 г. Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей. В феврале 1995 г. Указом Президента РФ музей-усадьба Остафьево
«Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Сейчас усадьба неплохо отреставрирована, здесь работает музей, проходят концерты классической музыки. Вход на территорию парка платный – 30 рублей. Музей оплачивается отдельно.