Когда я только планировал поездку, возникал вопрос “как добраться” и “где жить”. Если с тем как добраться, определились. По моему мнению, добираться нужно на своей машине, чтобы можно было ее использовать для поездок.
Была мысль домчаться на поезде, а машину взять на прокат. Но но поиски удобоваримого варианта проката (не VIP лимузинов с ценой за час по стоимости малолитражки) не увенчались успехом. Своя машина в Пскове – очень удобно. Но остается вопрос где жить.
Если в Питере, гостиниц огромное количество, то здесь их катастрофически мало. Однако выручает частный сектор, который предлагает так называемые апартаменты с посуточной оплатой. Просто резервируем на неделю и все дела. В нашем случае это была просто однокомнатная квартира с кухней и минимумом необходимой мебели. И главное – кухня! Вот это то что нужно. При этом совсем не обязательно (и даже лучше) если квартира будет не в центре. Так удобнее выбираться из города, минуя хоть небольшие, но все-таки пробки, собирающиеся по вечерам. Так что однушки для проживания четырех человек вполне достаточно.
В самом Пскове есть что посмотреть, но все-таки первое, куда мы собрались это был Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Поехали по навигатору от Яндекса. Прокладка
маршрута вполне адекватная. Нигде не уперлись в бетонные плиты, как это бывает в Москве, когда едешь по навигатору по незнакомому району. В одном только месте он нас провел мимо платной дороги по гравийке, усыпанной песком. Как потом оказалось, то это нормальная дорога для Псковской области. Очень часто только съезжаешь с федеральной трассы,
как асфальт пропадает и уже как повезет. Может быть совершенно ровная песчаная, а мгут быть колдобины на колдобине.
В Печеры мы прошли практически везде по хорошему асфальту, хотя и ехали в объезд платной дороги по берегу озера, но машин очень мало.
Монастырю повезло. В годы советской власти он находился на том месте прибалтики, которая была присоединена к СССР только в 1945 году, поэтому не был подвержен сильным гонениям при советской власти.
На входе нас встречает Петровская надвратная башня 1699 года. Названная в честь Петра I. Построена в стиле барокко. Внутри башни устроена церковь Корнилия.
Если обойти монастырь справа, то башня будет возвышаться над стенами и рвом.
Небольшой одноглавый храм Николы построен в 1565 году. Тогда он был надвратным. Никольская башня ограды, к которой примыкает Никольская церковь, была построена позже.
В храм ведет живописное крыльцо с лестницей. Двухпролетная звонница пристроенна к церкви в 1581 г
Спускаясь к Успенскому собору справа мы видим каляску. На табличке можно прочитать о том, что это коляска императрицы Анны Ионановны 1732 год. Действительно, коляска была оставлена в монастыре императрицей, правда, о причинах этого есть разные мнения. По одной из версий, Императрица собиралась выезжать, когда выпал снег и она просто пересела в сани, а коляска осталась. По другой – императрица находилась на богослужении в монастыре, а коляска вдруг и совершенно неожиданно сломалась. Не иначе, водитель решил покататься пока есть время, но рассчитал, императрице пришлось сдать коляску в сервис и ехать на попутке. Потом, конечно, коляску починили, но императрица не
стала забирать ее, у нее этих колясок… И последняя версия, говорит о том, что императрица только собралась ехать из монастыря и тут заметила, что в спицах колес застряла змея. Это тогда считалось плохим предзнаменованием и коляска была без сожаления оставлена. Так что с тех пор Псково-Печерский монастырь обладает интересной реликвией, связанной с императорской семьей.
Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона – непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме
Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.
Успенский собор (освящен в 1473 г.) находится под землей, в пещерах, вырытых в склоне оврага. Внутри помещения выложены кирпичом и оштукатурены. Своды поддерживаются одиннадцатью столпами. В наземной части сооружения располагается Покровская церковь. Здание первоначально имело две главы, но в 1758 г. было коренным образом реконструировано.
Пять нарядных глав выполнены в духе киевских барочных храмов XVII-XVIII вв.
Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». От входа идут семь подземных галерей, так называемых «улиц», которые в разные времена удлинялись и
расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5 градусов. Точное число захоронений не установлено; по некоторым оценкам, их число превышает более 10 тысяч. Длина пещер около 200 метров.
С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне.
Вид со стороны двора. Дальше прохода нет.
Набор, размещенный в настоящее время на Большой звоннице, состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Они не имеют имен, подобно колоколам некоторых крупных колоколен Москвы, Ростова Великого, Новгорода, однако сохранились названия отдельных групп: большие колокола, “Тиньки” (“Диньки”), “Переборы” и “Бурлаки (“Бурлыги”). Пять колоколов Большой звонницы отлиты в XVI в.; один – в конце XVII в.; два – в XVIII в.; два – в XIX в.; на восьми колоколах год отливки не указан.
Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
Не везде можно пройти, но даже на загородку открывается живописный вид.
На удивление в монастыре видел белку. Совершенно не боится людей, откуда-то берет орешки
И грызет. Насколько орешки не простые и какие у них скорлупки золотые или нет – вопрос.
Продолжение следует