Хорватия: галерея Ивана Мештровича

Если вы заехали посмотреть Сплит, то нельзя упустить возможность посетить галерею известного хорватского скульптора Ивана Мештровича. (Ivan Meštrović) (1883-1962)

Setaliste Ivana Mestrovica 46
21000, Split, Хорватия
43.504301, 16.417980

IMG_1002

Галерея открыта вилле Мештровича, построенной в классическом стиле по проекту самого художника  с 1931-1939 г.   В 1952 году Иван Мештрович в своем завещании дарит свою виллу республике Хорватия, что делает возможным создание здесь Галереи Ивана Мештровича. Музей был торжественно открыт для общественности 9 сентября 1952 года.

Доехать туда можно на машине.  Рядом довольно большая бесплатная парковка.  Перед галереей часто устраиваются концерты классической музыки.

Иван Мештрович – самый известный хорватский скульптор ХХ столетия. Родом он был из Хорватии, рос в Сплите, а учился в Вене, где рано обнаружил свой талант. Работал Мештрович в Париже с великим Роденом, затем в Риме, а в Лондоне приобрел уже мировую известность. После второй мировой войны он жил в Соединенных Штатах, где и умер в 1962 году.

В настоящее время экспозиция галереи насчитывает 192 скульптуры, которые выполненные из дерева, мрамора и бронзы , 583 рисунка, 4 картины, 291 архитекторских планов, и два набора мебели, один из которых выполнен по эскизам Мештровича, и является частью постоянной экспозиции в бывшей столовой.

Мештрович очень оригинальный художник и скульптор Он много работал с деревом. Все его работы с одной стороны довольно реалистичны, а с другой, зачастую, гротескны и гипертрофированы.

Атланты и Кариатиды

IMG_0951

 

 

IMG_0958

 

Так и хочется сказать: что же ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня.

IMG_0972

Танцовщица из той же серии

 

IMG_0979

Не всегда понятно,даже как руки-ноги идут. Вот интересная скульптура “Евангелист Лука” 1914г бронза. Ощущение такое, что он сам запутался.

 

IMG_0963

 

Но с другой стороны, скульптуры сделаны настолько талантливо и узнаваемо.  Как у художника, крупные точные мазки.

IMG_0978

 

 

 

IMG_0987

ДЕВУШКА ПОЕТ
Вена, 1906 год
бронза
Иван Мештрович был постоянным членом Венской художественной группы, называемой Сецессией, с которой он выставлялся с 1903 года, в то время как он все еще был студентом Академии Изящных Искусств в Вене. Во время учебы он перенял стилистическую идиому модерна искусство, которое вдвойне отражено в этой работе. С одной стороны художник прибегает к символическим мотивам, таким как аллегория,  используя универсальные лирические изображения женских образов.   С другой стороны, импрессионистское отношение к скульптурной поверхности раскрывает влияние французского скульптора Огюста Родена. Игра света на волнистой поверхности, мягкие контуры и органичная анимация объема показывает, все это мы видим благодаря художественным достижениям французского мастера, которые  как бы вдохнули жизнь в эту скульптуру.  Моделью  послужила Ольга Кляйн, жена австрийского скульптора Флориана
Иосиф (Florian Josephu) и младшая сестра первой жены Ивана Ружи Кляйн (Ruza Klein).

 

IMG_0977

 

Иван Местрович известен прежде всего своими работами на библейские темы.

Шедевр художника Иов относится ” второй экспрессионистической фазе ” и является отражением несчастных обстоятельств, в которые попал Иван Местрович во время Второй мировой войны. В драматическую позу Иова – ветхозаветного страдальца,  Местрович как бы вложил весь тяжелый период своего плена в тюрьме Усташа в Загребе (1941-1942).

Его собственный страх и тревога отражены в этой работе, которую он закончил в 1946 году. Первые наброски, рисунки, выполнены во время  заключения. Грубое моделирование и в тоже время детальная проработка анатомических деталей  проводит нас сквозь гротеск. Сильный поворот головы и крик из открытого рта – это элементы, при помощи которых Мештрович достигает сильнейшего эмоционального эффекта. Библейский Иов-символ страданий и несправедливости,  несмотря на все испытания, подчинился воле Божией, и остался постоянен в своей вере.

IMG_0969

 

IMG_0974

 

ROMAN PIETA (РИМСКАЯ ПЬЕТА)
Рим, 1942-1943 годы
гипс
Впечатляющая Римская Пьета, первый набросок которой Местрович сделал на бумаге, пока он был заключен в Усташскую тюрьму в Загребе (1941-1942). Скульптура была закончена в Риме и вырезана в мраморе в 1946 году.

Местрович передал мраморную версию  Университет Нотр-Дам (Саут-Бенд, Индиана), где она стоит сегодня  в Базилике Святого Сердца.  Скульптура, выставленная в галерее Местровича – гипсовая модель работы.  Из уважения к желанию художника, поскольку  он не хотел, чтобы Пьета была скопирована в будущем в камень или бронзу.

Пирамидальная композиция вдохновлена работой Микеланджело. На ней изображены Иосиф Аримафейский, держащий мертвое тело Христа, Девы Марии и Марии Магдалины. Художник был глубоко затронут этим  библейским моментом и отождествляется с ним – в фигуре Иосифа он создает свой автопортрет, в фигуре Марии Магдалины портрет его дочери Марики и в лице Христа его сын Твртко.

 

IMG_0957

Многочисленные эскизы, показывают как скульптор шел к этой работе.IMG_0960

 

Экспозиция столовой, где вся мебель выполнена по эскизам  Мештровича

IMG_0981

ПСИХЕЯ

Загреб, 1927
мрамор
Художественная идиома Местровича в этот период была отмечена как “возвращение к порядку” и классическим традициям.  Особенно к Микеланджело как образцу вдохновения. Частая тема в этот период – обнаженная женская фигура, статичная  в своей позе и спокойная в движении, оформленная в гладких и пышных  формах.
Подход этой композиции раскрывает увлечение Местровича  работой Огюста Родена Медитация (The
Внутренний голос), гипсовый слепок которой он выпросил у французского художника 1913 году. Психеи Местровича видно умелое смешение формы и содержания: склоненная голова и внутренняя проекция транспортирует идею человеческой души и самоанализа.

IMG_0989

 

Церковь святого креста

Mestroviceve Crikvine – Kastilac
Setaliste Ivana Mestrovica 39, 21000, Split, Хорватия
43.503474, 16.413190

Совсем рядом с галереей, примерно в десяти минутах ходьбы, находится Церковь святого креста, оформленная Мистровичем 28-ю великолепными деревянными панно из жизни Христа. В церковь можно пройти по билетам, которые куплены для посещения выставки.

 

В 1939 году Местрович купил Кастилак и прилегающие земли, в это же время было завершено строительство виллы художника, нынешней Галереи Местровича.  Он значительно изменил существующее здание, сделал пристройки с запада и приспособил его для выставки и хранения скульптур.

IMG_1008

Все было сделано по собственным эскизам Местровича и теперь в западной части комплекс получил широкий внутренний двор, окруженный портиком на 28 дорических колоннах,  через который можно попасть в простую длинную часовню церковь Святого Креста.

 

IMG_1011

 

Здесь разместили скульптуру большого распятия (1916) и серию из 28 деревянных барельефов, над которыми Местрович начал работать еще в  Швейцарии 1917, заканчил их в своей студии в Сиракузском университете, Нью-Йорк, в 1950-х годах.

 

IMG_1014

Большое Распятие
Женева, 1916
грецкий орех
Большое Распятие было создано когда Первая мировая  война была в самом разгаре (1916), она была вырезана из ствола грецкого ореха, полученного  в Хорватии. Через символику Иисуса, Метрович высказал свои мысли о бесполезности войны. о потерях и страданиях людей, о осквернении духовно-художественные ценности и уничтожение человечества. Выразительная стилизация и ритм, достигнутые в работе пальцев, ребер. волосы и драпировки придают работе декоративный характер, смешанный с пафосом в выражении боли и карикатурное исполнение деталей. Удлиненные и искривленные пальцы, положение ног и выступающие суставы и сухожилия и кости выступающие из истощенного тела.  В этот период данный способ изображения был характерен для отображения страдания в фигурах религиозной природы.

IMG_1018

 

Фото, где Местрович работает на скульптурой Большого Распятия. mestrofich

 

Сравним картину Тайной Вечери в музее Местровича и на деревянном панно.

 

IMG_1019

 

 

 

 

 

IMG_0984

Вот лишь некоторые работы, фотографии которых я взял из путеводителя.

TAKING UP THE CROSS
Сиракузы 1948-1950
грецкий орех
Последние двенадцать барельефов этого цикла выполнены в США, в которые Местрович эмигрировал со своей семьей в Феврале 1947 года. По приглашению друга и коллеге скульптора Мальвины Хоффман, он стал профессором скульптуры Сиракузского колледжа Изобразительных искусств, в Нью-Йорке, где специально для него была открыта эта должность.  В том же году у него было персональная выставка в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, впервые в истории музея персональная выставка еще живого художника.
К несчастью, завершение цикла было омрачено семейной трагедией, когда дочь Местровича Марта умерла на
25-м году жинзи 1949. Ее смерть довела его до исступления и почти рутинной работы, которую мы можем видеть в значительном упрощении визуального языка и сокращения  мелких деталей.
Это состояние души  было отражено в выборе сцен, наиболее посвященных Страстям Христовым.

m1

DO NOTTOUCH ME(НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ)
Лозанна, 1943
грецкий орех
Местрович вырезал этот рельеф в Швейцарии, к которому он и его семья отправилась в ссылку в 1943 году, спасаясь от фашистского Рима. Из-за недостатка материалов и места для размещения моделей скульптур он делал барельефы на простых деревянных досках,  которые только мог отыскать, для завершения Хронологического цикла. До конца 1943 года в студии в Лозанне он завершили рельефы Jesus and Mary Magdalene, Do Not Touch Me and Resurrection. В следующем году он создал Entry into Jerusalem,
The Woman Taken in Adultery, and the Resurrection of Lazarus.  Барельеф Do Not Touch Me, заканчивает
историю Иисуса из Назарета, описывает явление Иисуса Марии Магдалине, которой он пришел первым
после воскресения, когда она оплакивала его над могилой.
Тело Иисуса, которое уже не принадлежит земле, возносится в мандорле, испуская свет, источая свою божественную природу

m2

 

IMG_1016

В настоящее время во дворе выставлена всего одна скульптура.

АВТОР АПОКАЛИПСИСА
Рим, 1946
травертин
Скульптура изображает Иоанна Богослова, который через книгу  Откровений передает миру намерения Бога. Mestrovic начал его в своей студии в Американской академии в Риме в 1946 году. Здесь он нашел убежище
и место для работы в послевоенные годы, создавая модели работ на библейские и мифологические темы,
обращаясь так же, как теме разрушения и человеческих потерь на войне. Можно сказать, что через изображения св. Иоанна художник предупреждает о неизбежности Страшного суда
В 1959 году по указанию Местровича скульптура была перевезена из Рима, хотя, как он сам говорил скульптура тогда была не полностью закончена.  И установлена под портиком  Crikvine,  где Местрович  пытался создать  стиль монастырской архитектуры Ренессанса.

 

 

 

IMG_1020

 

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>