Сплит – старейший из городов Хорватии провинции Долматия. Хотя, какие города в Хорватии современные? Уж точно не на берегу Средиземного моря. Да и вспомним, что Римская империя была недалеко, так, чуток море переплыть и здесь. Так что римляне в на территории нынешней Хорватии так неплохо наследили. Во времена Рима здесь находилась римская провинция Салона. И считается, что здесь родился, жил, умер, да еще и был похоронен римский император Диоклетиан. Короче, полная история жизни дом-работа-работа-дом.
А насчет дома. Император он или не император, а жить-то где-то нужно. А не построить ли мне скромный(или не очень) домик на берегу моря? – подумал Диоклетиан и согнал сюда немножечко рабов, да и построил себе дворец. Стал себе жить-поживать, ну там реформы всякие, на христиан гонения устраивать.Про свободу вероисповедания тогда еще не слышали и принимали законы, заставлявшие всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения.
Серебряные ворота во дворец Диоклетиана.
Перестиль – одна из самых важных частей дворца Диоклетиана. Изначально это был внутренний двор виллы бывшего императора, скорее всего Диоклетиан здесь не отдыхал, а принимал гостей и проводил мероприятия.. Теперь здесь располагается площадь. Одной из её главных особенностей являются колонны.
После отречения от престола Диоклетиан удалился от большой политики, стал жить в своей фазенде, да разные там цветочки разводить. Интересно, что история отомстила Диоклетиану, его усыпальницу в последствие перестроили в христианский собор.
Зайти во дворец можно как со стороны города, так и со стороны набережной. Со стороны города нужно пройти через Золотые ворота
В городе со стороны Золотых ворот стоит огромная скульптура — памятник епископу Гргуру Нинскому работы хорватского скульптора Ивана Мештровича. В X веке он добился права произносить проповеди на хорватском языке, а не на латинице, как это делалось прежде. Тем самым он дал толчок к сохранению и развитию языка и культуры Хорватии. Во время Второй Мировой войны памятник был распилен на 3 части и закопан в саду возле стен дворца, а после войны — восстановлен.
Считается, что если потереть палец его ноги, то исполнятся самые сокровенные желания. Поскольку туристов много, то палец просто блестит на солнце.
За памятником епископу возвышается колокольня бенедиктинского монастыря Сент-Ренье. В прежние времена эта колокольня входила в состав монастыря, который был основан в Сплите в 1060 году. Монастырь успешно просуществовал более восьми веков, однако в 1877 году весь комплекс был полностью уничтожен пожаром, и уцелела лишь колокольня. Сегодня эта величественная башня является напоминанием о былом величии монастыря.
Здесь пытаются заработать на всем, римские воины позируют за денежку с туристами
И конечно же в старых стенах дворца огромное количество лавок с сувенирами, особо много их будет если пройти по бывшим подземельям дворца, переоборудованным в торговые ряды, при входе со стороны моря.
За отдельную плату можно посетить пятиярусную колокольню, баптистерий- по нашему крестильню и храм Юпитера. Можно по отдельности с оплатой на месте, но будет дороже
За свою историю город множество раз переходил из рук в руки. В 7 веке Салона была разрушена аварами. В конце этого столетия на территорию Далмации пришли славяне. В 12 веке Сплит признал власть венгерского короля, при этом сохраняя фактическую независимость до начала 15 века. В 1420 года почти вся Далмация стала принадлежать Венеции. В конце 18 века Далмация была завоёвана Австрией. Сплит принадлежал Габсбургам до начала Первой мировой войны. В ходе Первой мировой войны Далмация была оккупирована Италией. После войны Сплит вошёл в состав Югославии. В 1991 году здесь было несколько вооружённых столкновений между хорватами и частями югославской армии, которые не нанесли существенного вреда историческому центру. Так что дворец сохранился до наших дней. Правда не везде хорошо, но его подновляют и восстанавливают. В 2013-2014 годах здесь снимались эпизоды сериала “Игра Престолов”
Дворец в основном построен из кирпича, привезённого с острова Брач известняка и добытого в близлежащих реках туфа. Мрамор был доставлен с Мармары, из Египта были привезены гранитные колонны и сфинксы.
Чёрный сфинкс без головы был сделан во время египетского фараона Тутмоса III. Обезглавили его христиане, которые считали сфинкса языческим символом
В крипте фигура святой Луции, которая тоже выполняет желания, судя по многочисленным оставленным запискам.
В храме Юпитера на месте , где стояла статуя Юпитера сейчас статуя не Юпитера, Иоанна Крестителя работы хорватского скульптора Ивана Мештровича.
Явно не один турист собирается вернуться сюда еще раз.
В мавзолее, когда-то был погребен сам император. Большой круглый зал с куполом когда-то был богато украшен мозаикой. В его центре возвышался надгробный памятник над могилой Диоклетиана, изготовленный из красного порфира.
По всему периметру стены тянулся рельефный фриз с изображениями эпизодов охоты Эрота. В него были включены медальоны с изображениями Диоклетиана и его жены Приски, а также бога Гермеса в крылатой шапочке, провожавшего души умерших в подземное царство Аида
Ранее в центре мавзолея располагались саркофаги императора Диоклетиана и его жены, они были уничтожены христианами в VII веке.
В наше время собор носит название в честь святого Дуэ (Домна) — епископа Салоны, жившего в III веке. Однако ему посвящена только колокольня, сам храм посвящен Деве Марии. По иронии судьбы место захоронения императора Диоклетиана названо в честь святого, ставшего одним из христианских мучеников в ходе гонений Диоклетиана на христиан в 303–304 годах.
При входе в собор нас встречают превосходные деревянные врата резной работы XIII века мастера Андрия Бувина. Их размеры составляют 5 метров в высоту и 3,6 метра в ширину. Дверные створки включают в себя 28 квадратов, в центр которых помещены сцены жизни Иисуса Христа. Врата украшены орнаментом из виноградных лоз и изображениями людей, животных и птиц, выполненными в стиле, характерном для раннего Средневековья. В прошлом ворота были расписаны в красные, лазурно-синие и золотые тона.
В 13-м столетии в соборе на высоких колоннах была произведена установка шестигранной кафедры из резного камня работы неизвестных далматских мастеров. Она опирается на шесть высоких граненых колонн, украшенных сложными узорами с изображениями чудовищ и змей в орнаменте из переплетенной листвы. В своей верхней части кафедра украшена глухой аркадой с двойными колоннами небольшого размера. В этой же верхней части располагаются фигуры четырех евангелистов и фантастических животных. Обращает на себя внимание скульптурная композиция в виде сидящего на витой колонне распростершего крылья орла, опирающегося на спину льва, вонзающего свои когти в тело дракона.
Самым примечательным местом в соборе является алтарь Святого Анастаса (Сташа), выполненный самым известным скульптором и архитектором Далмации — Юрием Далматинцем — предположительно в 1448 году. (тот самый, что строил храм Шибеника) Алтарь воплотил в себе черты поздней готики и ренессанса. Он представляет собой расположенный под высокой, богато украшенной резной четырехстопной сенью саркофаг с фигурой лежащего на нем святого. Над саркофагом находится полог, складки которого придерживают фигуры трех юношей. Саркофаг украшен рельефной композицией «Бичевание Христа»: в центре Христос, вырывающийся из рук своих мучителей, один из которых пытается связать его, а второй хватает за волосы и пытается ударить.
Главный алтарь собора был выполнен в стиле барокко в XVIII веке. Он богато украшен многочисленными скульптурами и декоративными узорами.
И какой католический собор обойдется без органа? Есть он и здесь.
Внутри храма расположены гробницы, где были похоронены местные архиепископы Ловро (или Лоуренсом) и Иоанном (или Иваном II)
На выходе из дворца опять торговые ряды вдоль стен
Здесь же мы можем посмотреть на сохранившуюся Восточную башню. Сейчас жилую.
На удивление в городе Сплит мы запарковались на бесплатной парковке, просто проезжая по улице, под знаком бесплатной парковки было одно место, что дало нам возможность немного сэкономить и не торопясь насладиться всеми красотами дворца Диоклетиана и окрестностей.