Итальянские ученые Фабио Сабатини и Франческо Сарачино провели опрос 24 тысяч семей в Италии, в ходе которого респондентам предлагалось по 10-бальной школе оценить уровень удовлетворения своей жизнью и рассказать о том, как часто они пользуются социальными сетями и как часто встречаются с друзьями в живую. Ученые систематизировали данные и в своем докладе опубликовали интересные выводы.
Как выяснилось, чем чаще человек пользуется социальной сетью, такой как Facebook и Twitter, тем меньше степень его удовлетворенности жизнью. Как оказалось, у тех, кто слишком много времени проводит в Сети, не остается времени на радость живого общения, которое главным образом формирует позитивное в эмоциональное состояние.
Общение в социальных сетях носит принципиально иную эмоциональную окраску, нежели общение в жизни. В социальных сетях люди вынуждены (!) общаться с гораздо более широкой аудиторией, включая людей с совершенно другими характерами, интересами, взглядами и убеждениями. Вынуждены выслушивать и отвечать на вопросы таких людей, с которыми в обычной жизни не то что дружить, а разговаривать бы не стали. При этом зачастую нужно отстаивать свою точку зрения, отвечая на нападки и “наезды” незнакомых людей.
В реальной жизни люди формируют круг общения исходя из взаимной симпатии и общности убеждений. В социальной сети такой круг сформировать невозможно. На вашу страницу может прийти кто угодно и высказать что угодно. Поэтому в реальной жизни общение с друзьями вызывает положительные эмоции и повышает удовлетворение собой и жизнью, а в интернете этого не происходит.
Авторы исследования предлагают внедрять механизмы фильтрации автоматически исключающие из круга общения пользователя контакты, в беседе с которыми может возникнуть агрессия. Однако такие механизмы не выгодны создателям социальных сетей, поскольку длинные ожесточенные дискуссии повышают трафик и, соответственно, доход.
Эти выводы подтверждаются множеством аналогичных исследований. В исследовании социальной сети FaceBook, которое провели аналитики Берлинского университета имени Гумбольдта и Дармштадтского технического университета в Германии в январе 2013 г., детище Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) заставляет людей чувствовать себя несчастными из-за ощущения того, что их друзья в соцсети живут более полной жизнью.
Помимо того, что соцсети оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние. Некоторые исследователи утверждают, что они также вызывают зависимость сродни наркотической. В 2012 г. эксперты из Гарвардского университета выяснили, почему некоторые люди маниакально стремятся опубликовать новые посты в Facebook, Instagram, Foursquare и других сетях. Как оказалось, это действие активизирует в их мозгу процессы выработки эндорфинов – гормонов счастья, что может привести к зависимости, если этот процесс вовремя не остановить.
**Конечно же Цукерберг так не говорил “Хочешь стать несчастным? Спроси меня как!”. Это измененный девиз продавцов Гербалайфа “Хочень похудеть?Спроси меня как!” В 90-х годах они ходили по городам и весям и продавали чудо-гранулы. От которых “толстые худеют, а худые – поправляются”. Понятно, что главной задачей была продажа снадобья, а не чудо похудания. С социальными сетями тоже самое. Главное здесь не общение, а увеличение дохода владельцев социальной сети. Если на кону деньги, то душевное равновесие пользователей никого не волнует.
И небольшое видео для иллюстрации сказанного