Второй день путешествия по Карелии – Соловки. Если из Кондопоги мы ехали пять часов на автобусе и еще два часа на теплоходике, то сразу становится понятно почему сюда ссылали каторжан. Сбежать с острова – проблематично. Да и климат. Все-таки Соловецкие острова находятся в Белом море и относятся к районам Крайнего Севера
Соловецкие острова находятся на входе в Онежскую губу Белого моря. Архипелаг включает в себя шесть крупных островов, самый большой из которых – Соловецкий площадью 246 кв километров, и более 100 малых островков.
По берегам живописные деревянные дома. Живописные для туристов, но много полуразвалившихся домов. А уж пристани сгнивают очень быстро. Каких-то сотня лет и пристань развалилась.
Вид из иллюминатора довольно живописен. А еще интереснее с палубы корабля, однако холодно там даже летом.
Подплываем к Соловкам. На палубе совсем не жарко. Хотя с погодой – повезло. Обычно в августе на Соловках дожди и холодно. А у нас яркое солнце, хотя на море довольно ветрено.
Вид на Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь со стороны моря
Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монастыря принято считать 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. До того, как был построен современный каменный монастырь, существовали деревянные постройки XV — начала XVI вв.
Сторожевые башни Соловецеого монастыря сложены из тех же валунов, которые в изобилии сюда приволок ледник
Потихоньку восстанавливают монастырь, видны строительные леса.
В целом, зрелище удручающее.Прямо напротив монастыря полуразрушенное здание Преображенской гостиницы
Успенская башня Соловецкого монастыря, чуть поржавела, но держится стойко
А вот над старыми воротами время поработало серьезно. Соленый воздух с моря не пощадил древнее железо.
Соловецкий колокол “Благовестник”. Пожертвован Александром II
Литье колокола связано с событием Крымской войны 1854 года. 6-го июля 1854 года к Соловецкому монастырю подошли два английских шестидесятипушечных парусно-паровых фрегата – “Бриск” и “Миранда”. Парламентер предложил сдать обитель. Монахи ответили отказом. Фрегаты произвели несколько выстрелов по монастырю.
Настоятель монастыря Архимандрит Александр, который долгое время служил полковым священником и кое-что понимал в ратном деле, и начальник инвалидной команды прапорщик Никанович в сопровождении двух офицеров и десятка рядовых, выкатили из крепости два орудия и открыли ответный огонь.
Выстрелы были произведены настолько удачно, что фрегат “Миранда” был поврежден, и корабль ушел на починку. На следующий день, 7-го июля, корабли подошли снова и открыли стрельбу изо всех ста двадцати орудий. Им отвечали две пушки береговой артиллерии и восемь на крепостной стене. Во время обстрела начался крестный ход с выходом на стену братии во главе с архимандритом Александром. Английские корабли выпустили по монастырю 1800 снарядов и бомб, которых по признанию английского капитана, было достаточно, чтобы разрушить несколько среднеевропейских городов. Но англичане ничего не смогли сделать и отступили. Подводя итоги сражения, защитники были удивлены отсутствием человеческих жертв со своей стороны. Не пострадали даже чайки, в большом количестве населявшие территорию монастыря. Незначительно были повреждены некоторые постройки. Одно из последних ядер было обнаружено неразорвавшимся за иконой Богоматери, что окончательно уверило людей в промысле Божьем. Архимандрит Александр отправил в Синод подробное описание бомбардировки. Событие это на фоне общих неудач Крымской войны имело большое моральное значение. Героическая защита почти безоружной крепости и чудеса, связанные с ней, еще сильнее укрепили авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличилось количество паломников, сюда приезжают почетные гости и члены императорской семьи.
По лично инициативе императора Александра II, в качестве его дара для обители на колокололитейном заводе Ярославля (завод С. Д. Чарышникова) был отлит колокол весом в 75 пудов из металла, взятого из Петропавловского собора в Петербурге от ритуальных украшений при погребении Николая I, в царствование которого и отличился Соловецкий монастырь.
19 июля 1860 года в Соловецком монастыре происходило большое торжество: прием прибывшего из Архангельска колокола, который был назван “Благовестником”. Архимандрит Порфирий с монахами и многочисленными богомольцами внесли колокол на руках в ограду обители, началось молебствие с водосвятием. После благодарственного молебна архимандрит с братией постановили: звон к каждой службе начинать в прибывший колокол тремя ударами. Позже для нового колокола была устроена небольшая часовня, у входа в которую на лафетах стояли те самые пушки, что повредили фрегат. Новый колокол и часовня представляли собой впечатляющий памятник своего времени, в пространных надписях и изображениях отражавший драматические события 1854 года. В верхней части колокола по всему кругу находились изображения Богоматери, святых и Соловецких чудотворцев, “уши” колокола венчал крест. На тулове колокола – изображение обстрела монастыря и три медали с надписями на церковнославянском языке. Переведенные на русский язык, выгравированные на медных пластинах, надписи эти были повешены на стенах часовни. В нижней части колокола, по кругу – надпись на русском языке из 67-го псалма: “Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящие его”.
В Соловках этот колокол на колокольню не поднимался, а был размещен в специально построенной в 1860 году беседке (часовне ?), которая находилась между Святыми воротами и галереей. Соловецкий колокол в XX веке чудом уцелел. Часовня в 1920-е годы была разрушена, а ее изображение сохранилось только на дореволюционных открытках.
Большие колокола, а рядом рядом с монастырская лавка. Здесь можно присесть и откушать монастырского пирожка запивая монастырским квасом. Что и делают туристы, да и монахи изредка тоже.
Кованные ворота в Соловецком монастыре. Сюда заросла народная тропа.
Соловецкий монастырь, вид с галереи на казначейский корпус
Видно как надстраивались внутреннее здания. Специально оставлен след от крыши
При советской власти на территории монастыря действовал Солове́цкий ла́герь осо́бого назначе́ния (СЛОН). Монашеская жизнь возобновлена 25 октября 1990 года.
Барак периода лагерной жизни. Люди со сих пор в нем живут?
Табличка подтверждает, что этому бараку уже 86 лет.
Направление всех возвышенностей и озёрных котловин Большого Соловецкого острова в точности совпадет с направлением движения ледника. Ледник двигался с северо-северо-запада на юго-юго-восток, оставляя за собою продольные гряды валунов и валунного щебня и прокладывая идущие в этом же направлении длинные оси большинства озёр северной части острова.
Валуны, оставленные ледником на берегу Белого моря. Подумать только, эти камни лежат здесь два миллиона лет.
Море здесь мелкое. Дно неровное и для судоходства не слишком удобное. Огромное количество камней, да и сам остров окаймлен отмелью, прибрежная часть которой периодически высыхает.
В прибрежной полосе на радость гурманам есть богатые плантации водорослей, среди них ламинария, фукус, анфельция, которые добываются для употребления в пищу в промышленных масштабах. И немудрено. Если особо ничего там не растет, то и придется и водорослями питаться.
На берегу Белого моря можно найти каменные лабиринты, место любимое туристами, но совершенно непонятно зачем это было следано.
Замшелые хвойники притундровых лесов
Бо́льшая часть островов покрыта сосново-еловыми лесами, частично заболоченными. Это притундровые леса, поскольку именно здесь проходит температурная граница между северной тайгой и лесотундрой. Тундра Соловецких островов часто называется псевдотундрой по причине отсутствия вечной мерзлоты.
Соловецкий монастрырь, вид со стороны Святого озера
На Соловецком острове большое количество скитов, до которых пешком дойти – не реально. С учетом того, что нужно еще как-то успеть на корабль. поэтому здесь можно взять даже велосипеды на прокат.