Недавно слушал одну радиопередачу, в которой обсуждались проблемы малого бизнеса. Есть такой формат передач на радио, ведущий задает тему, а ему звонят радиослушатели и хвастаются или жалуются на свои достижения. Все при деле. Ведущему остается только ограничивать особо разговорчивых, а слушатели просто ломятся в прямой эфир, чтобы рассказать свою историю на всю страну. Тема была про то, как с минимальными вложениями открыть бизнес. Звонила девушка, которая представилась директором школы дистанционного обучения. Она рассказывала о своем пути в бизнес.
Сейчас она – директор, может звучит и громко, для микро-бизнеса(это где работает пара человек-основателей). Но все-таки. Они сделали с мужем, небольшой интернет сайт, на котором желающие практиковаться в английском языке находят “таскателей“, в смысле носителей языка, желающих за относительно небольшие денежки поболтать с русским человеком на их родном, а для нас “вражьем” языке разные темы. Эта девушка берет небольшую плату за доступ к ресурсу “преподавателям”. В принципе, почему не бизнес? – Бизнес. Разговор зашел о вложениях, оказалось, что ресурс изначально был сделал “на коленке”, т.е. бесплатно, сайт сделали сами, а хостинг для размещения сайта сейчас стоит копейки . Считайте, что бизнес был начат “с нуля“ без вложений.
Интересна была реакция девушки на вопрос ведущего о том, через какое же время после начала работы ее бизнес начал приносить прибыль. Она как-то замялась и конкретного ответа так и не дала. И ведь все понятно, прибыли на текущий момент днем с огнем на этом ресурсе не сыскать. А все почему?
Данный вид ресурса использует бизнес-модель посредника. Он не сам предоставляет какие-то услуги, а перепродает информацию о том, где конкретные услуги можно получить. Такая модель работает для конкретного покупателя только первый раз. В дальнейшем, если учитель понравился ученику и он хочет заниматься еще, то сервис уже не получит своих комиссионных. Нарушается один из основополагающих постулатов бизнеса – получение повтоырных продаж с клиента. И опять же данный бизнес сильно зависит наличия преподавателей. По хорошему их нужно искать и приглашать, а деньги брать с клиентов, т.е. без вложений в поиск преподавателей – дела не будет. А поскольку преподаватели занимаются один на один, то их нужно большое число. В итоге, по моему мнению, такая модель без вложений не работает. Дело даже не в технической стороне, а в продвижении сервиса и обеспечении качественными услугами, читай, найме хороших преподавателей.
Возьмем другой пример. Относительно недавно был открыт сервис изучения английского языка http://www.lingualeo.ru. Не буду останавливаться подробно о функциях, это тема отдельной заметки. Рассмотрим принципы работы. Сервис не сводит учеников с учителями, как в предыдущем случае, а предоставляет услуги самостоятельно. Ценность в том, что ниша выбрана верно. Английским языком очень многие занимаются годами, но так и не осваивают, чем пользуются многочисленные курсы, обучая, обучая и обучая, естественно, не бесплатно.
На данном сервисе размещены аудио-видео фрагменты с полными текстами, которые пользователи могут смотреть и слушать, подтягивая понимание английской речи. Добавлять слова в словарь и тренировать их в игровой форме. Пользователи изучают контент бесплатно, а монетизация сервиса идет за счет дополнительных услуг, доступных после покупки “золотого” статуса. Есть ли здесь возможность к повторным продажам? Определенно! Во-первых, сам принцип изучения построен таким образом, что пользователь сам хочет заходить на сервис как можно чаще, лучше ежедневно, поскольку это не только полезно для продвижения в языке, но стимулируется бонусами. Да и статус золотой дается всего на год.
Интересна модель привлечения новых посетителей. Она рассчитана на то, что пользователи сами будут привлекать друзей. За это опять же даются бонусы, да и с друзьями заниматься интереснее, на сервисе присутствует дух соревнования, кто больше очков опыта заработал. Социальная составляющая прорабатывается, хотя и не до конца можно смотреть как занимаются друзья, что читают, смотрят и каких успехов достигли. Жаль, что до чата между пользователями дело еще не дошло, но может это и к лучшему, меньше отвлекает от основной задачи – изучения языка.
Интересно, что в такой модели изначально заложена возможность расширения. Во-первых, контент могут добавлять сами пользователи, а администратор только проверяет его на соответствие требованиям. Задания по языку проверяет компьютер. Ведь никаких технических проблем не составит сравнить введенные при тестировании пользователя слова с уже заложенным в базе, т.е. преподаватели не требуются. Вот мы и получили модель практически идеального сервиса. Пользователи занимаются сами, соревнуясь между собой. Сами же привлекают новых друзей на сервис. Сам оплачивают свой статус. Да, и что интересно, по одному оплаченному паролю совершенно не реально заниматься разным людям. Ведь у каждого ученика собирается свой собственный словарь иностранных слов. Словарь пополняется незнакомыми словами, затем слова тренируются в разных вариантах, а те, которые выучил, автоматически скрываются из тренировки, что делает просто необходимым индивидуальный доступ к аккаунту.
Интересна система стимулирования оплаты. Золотой статус стоит 2400 рублей, по моему мнению – очень дорого за те небольшие, хотя и приятные дополнения которые он дает. Но периодически выскакивает красная закладка на главной странице о том, что идет акция и можно купить его по цене от 640 до 790 рублей. Вот тут-то и задумаешься, не пора ли и тебе купить себе статус, а то акция закончится и будешь опять как дурак без золотого статуса сидеть.
Кстати, сервис даже не скрывает сколько человек уже оплатили “золотой” статус. Более 50 тыс. Просто считаем, статус (со скидкой) по 700 рублей и видим, что он за последние два с половиной года (сервис запущен где-то в 2010 году) пользователи уже заплатили более миллиона долларов за статусы. Вот реальный пример сервиса, который приносит деньги.