Тут Гай Карапетян подкинул ссылку на на выступление Дмитрия Потапенко на тему лидерства. Если коротко идея его в том, что лидерству обучить нельзя, либо ты – лидер и обучаешься сам, либо – ведомый, здесь тебе уже никто не поможет. И еще у Потапенко есть несколько категоричных заявлений на тему бизнеса вообще. Мне показалось интересным его выступление именно в этом контексте. Ведь мы знаем, что в бизнесе главное – заставить окружающих делать то, что тебе нужно. Это основной принцип. Руководитель заставляет подчиненных работать, продавец заставляет покупателей покупать. Вопрос в том, какими средствами. А у Дмитрия Потапенко кроме банальных кнута и пряника… С одной стороны – есть в этом доля правды, а с другой…
Потапенко – руководитель структуры в семь тысяч человек, в которой он сам организовал жесткую дисциплину, контроль и порядок. Каждый как в Макдональдсе знает свое место и следует четким инструкциям. Шаг вправо, шаг влево – приравнивается к побегу, прыжок на месте – провокация. Потапенко жесткий руководитель бандитского вида и, сдается мне, похожих принципов. В его структуре – структуре ритейла, где основная масса работников не слишком образована и нуждается не в мышлении, а в четких инструкциях – такая система оправдана. Но эта система не будет работать в IT и там, где работают люди творческих профессий, где большинство людей мыслящих не нуждается в четких инструкциях, максимум, что им нужно – это направление движения. Или я бы точнее сказал, ограничение в ненужных движениях, поскольку у интеллектуала всегда есть много интересных идей чем позаниматься, но не всегда это идет в направлении, нужном работодателю.
Есть статистика, что основная масса IT специалистов работают не за деньги, а за интерес, и очень любят свободу. Поэтому метод кнута и пряника для них работает плохо, если вообще работает. У них другая система мотивации (вспоминаем пирамиду Маслоу). Так что господин Потапенко может своими опробованными способами работать с грузчиками, но интеллектуалы такого обращения не перенесут.
Еще одна проблема в том, что для подготовки грамотного IT спеца необходимо довольно большое время и, зачастую, специалистов определенного профиля вообще единицы. Если на низшие должности можно легко найти замену, то для интеллектуальной должности можно искать человека месяцами. И при этом нагрузка, которую делал до этого момента специалист будет если не простаивать, то плавно перейдет на кого-то другого. А я по себе знаю, что думать одновременно о нескольких вещах невозможно. Если вы в конкретный момент решаете какую-то техническую проблему (простой пример, реализуете алгоритм), то вы решаете именно это, а все остальные проблемы, которые когда-то нужно решать, ожидают своей очереди. И даже простое увеличение количества людей в IT проекте не даст уменьшения времени, поскольку требуется как минимум серьезная подготовка, а как максимум дополнительные усилия по организации взаимодействия между участниками проектам.
Так что лидер в IT – это как раз тот человек, который может вести за собой свободолюбивых IT специалистов, не с помощью кнута и пряника, а с помощью доверия, уважения и авторитета.