Критической массой я называют тот минимальный объем, при котором бизнес может существовать и даже развиваться. Все малые предприятия, а в особенности в IT сфере рано или поздно должны пройти этот рубеж, в противном случае, они при очередном кризисе, коих у компании бывает несколько, о чем я уже писал, просто закончат свое существование. И вот, наше государство рассказало нам какой должен быть объем у IT компании, чтобы его поддерживало государство. Какой же?
На для начала разберемся с тем, что делает предприниматель, если у него слишком много клиентов (о, мечты, мечты). Есть несколько простых решений задачи большого числа клиентов (просто всех послать- не наш метод, обидятся и сделают антирекламу). Во-первых, можно расшириться и нанять новых сотрудников (или привлечь оутсорсеров), которые будут заниматься с теми клиентами, с которыми не успевает заняться основной состав. Во-вторых, чтобы не заморачиваться с финансированием, можно просто поднять цены. Часть клиентов – разбежится, а оставшиеся будут платить за себя и за того парня (который ушел). В свое время, кстати, так поступил Раффайзен банк. Когда он купил Импекс, в котором у меня был расчетный счет, то просто резко поднял расценки на обслуживание. Весь малый бизнес тут же перебежал в Сбер. Там хоть и меньше комфорта, зато нет такой фишки, что у тебя обнуляют расчетный счет без твоего ведома, введя плату за то, плату за се. У них остался большой бизнес, который со своих миллионных оборотов готов платить скромные, по его меркам, деньги.
Но вернемся к IT. С нового года вступил в силу новый закон (ох уж эти новогодние подарочки). Страховые, пенсионные и т.д. взносы с фонда оплаты труда возросли на 20%, с 14% до 34%. С учетом того, что в IT до 70% всех расходов – это именно фонд оплаты труда – то не трудно понять, что новый налог ощутимо ударит по IT предприятиям, а вот теперь самое интересное. Налог поднят не для всех, а только для малых предприятий, те же IT компании, в которых больше 50 человек, налог остается на прежнем уровне. Опаньки! Налоги подняли, может поднимем стоимость услуг, думает малый бизнес, ан – нет. Тут есть большой бизнес, у которого фора в 20%. А с большим бизнесом и раньше тягаться было не просто, а теперь, когда ему еще и ветер попутный… Так что государство определило, что критическая масса IT предприятия – 50 человек, все, что меньше – не стоит поддержки.
И возникает вопрос: неужели у нас так много малых предприятий (меньше 50 человек), что этот процесс нуждается в регулировании со стороны государства аналогичном тому, как я писал выше в примере с клиентами?