Как учиться эффективно?

Как учиться эффективно?Сегодня человечество наработало столько знаний, которые хотелось бы получить, столько навыков, которые хотелось бы освоить, то, не торопясь, можно учиться всю свою жизнь. Хотя, можно ничему не учиться и спокойно работать дворником, как это делал бесплатно в течение 14 лет один британец, спасаясь от хандры. А может все-таки научиться чему-нибудь путному за это время?  Как учиться эффективнее? Есть ли способы?

Я знаю как минимум два ключа, повышающих эффективность обучения – мотивация и интерес. Если человек не хочет учиться, если у него нет понятия зачем ему все это, то обучение если и будет идти еле-еле и все знания тут же будут выветриваться. Вспомните школу. Какая мотивация у учеников? Основной мотив – не получение знаний, и даже не получение аттестата, а внутреннее спокойствие, чтобы родители и учителя не ругали. Поэтому и прогуливаем уроки и ненавидим учителей за то, что они заставляют учиться. А те, у кого есть мотивация – заканчивают школу экстерном в полтора – два раза быстрее среднестатистического ученика. Не будем обсуждать вопрос хорошо ли это для слабой детской психики, но факт остается фактом – есть люди, которые учатся быстрее своих сверстников.

У кого есть интерес к предмету – учит его самостоятельно, правда интерес сразу ко всем предметам – редкость. На мой взгляд, интерес, если его небыло изначально, может появиться уже после мотивации. Сначала нужно себя мотивировать – заставить, а уже потом, когда видны результаты, возникает интерес, как я его называю “драйв”, когда уже самому хочется продолжать.

Обратимся к институту. Во многих случаях основной мотив обучения в ВУЗе – не вылететь из института или не лишиться стипендии. Поэтому многие студенты получают не знания, а тренирую умение сдавать экзамены и тесты, что не предполагает присутствие на всех лекциях, но предполагает хорошие отношения с преподавателем :) . Сам преподавал в институте – хорошие были времена.

И теперь мы подходим к вопросу мотивации обучения взрослых. Здесь уже интерес играет значительную роль. Если кому-то нравится, к примеру, программировать, то он найдет возможность прочитать большое количество книг и напишет десятки программ просто так, потому что интересно. А как насчет мотивации? Вспомним “День сурка”. Почему Фил Коннорс изучал поэзию и научился играть на пианино? Ему это было интересно? В фильме об этом не говорится, но у него точно был мотив. Фил хотел покорить сердце Риты. А любовь – сильнейший мотиватор.

Что еще мотивирует взрослых на обучение? Во многих случаях – мотивация связана с работой. Текущей или будущей. Чтобы получить хорошую работу, многие из нас изучают английский язык и читают большое количество книг. Книг по специальности и не только.

Чтобы эффективнее усваивать информацию из книг есть методики  “вытаскивания” из них знаний или, к примеру, использование интеллект-карт для структурирования информации, что позволяет усваивать больший процент знаний и в итоге учиться быстрее.

К сожалению, эти методы хорошо работают только с теоретическими знаниями. Если вы хотите научиться чему-то практическому, то это нужно делать самому. Если вы хотите научиться плавать – нужно плавать, если вы хотите научиться программировать – нужно программировать. Но как это сделать быстрее?

Есть хороший и довольно эффективный прием обучения: “делай как я“, который активно применяется в армии.  В отличие от принципа “делай как я сказал“, который пропагандируется многими теоретиками, прием “делай как я” подразумевает повторение  действий за инструктором для получения определенного результата. Для практического обучения работе с некоторой программой, нужно просто начать с ней работать, выполняя тестовые задания и переходя от простого к сложному.  Если вы занимаетесь на очных курсах – вам дадут поработать на компьютере с уже установленной программной системой, и выполнить задания под руководством преподавателя и это будет довольно эффективным, хотя и не самым дешевым вариантом.

А если хочется заниматься дома? В этом случае вам придется установить на свой домашний компьютер все необходимые программы (кстати, вы не боитесь ребят из “отдела К“). И попытаться изучить их самостоятельно. По себе знаю, когда первый раз открываешь новую программу,  от обилия кнопок, меню и функций, которые нужно изучить, мотивация может пропасть очень быстро.  К сожалению, здесь интеллект-карты не помогут. Остается только читать книги “для чайников” и щелкать по кнопкам, чертыхаясь, когда эта гадина программа делает не то, что нужно, хотя “я точно делаю все как написано в книге”.

А есть еще одно интересное решение. Компьютерные тренажеры. В большинстве случаев компьютерные тренажеры используются для эмуляции работы со сложным оборудованием, например, оборудованием атомных станций, чтобы не пускать “чайников” к реальному реактору (почему-то вспомнился Гомер Симпсон).

Более простые варианты представляют собой программы, интерфейс которых эмулирует часть функций большой и сложной программной системы с той разницей, что тренажер направлен на обучение, а не на выполнение работы. Поскольку размер тренажера намного меньше основной программы, а требований к компьютерным ресурсам тренажер практически не предъявляет, то и установить его дома намного проще. К примеру, демоверсия Microsoft CRM требует установки на Windows 2003 Server, который вряд ли завалялся на домашнем компьютере.

Зайти в тупик при работе с тренажером – невозможно. В нем зашита четкая последовательность действий и реакций на них. Если ученик что-то делает неправильно, то тренажер подскажет, как это исправить. Получается что-то наподобие электронного учителя. Ученик выполняет задание, а электронный учитель указывает на ошибки и говорит, что нужно делать дальше. Поскольку интерфейс тренажера – копия интерфейса основной программы, то навыки работы, получаемые на тренажере, ничем не отличаются от навыков работы с самой программой. К тому же тренажер засекает время выполнения задания, и ученик может смотреть за прогрессом своих знаний, что привносит в обучение элемент игры и дополнительную мотивацию.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>