Сегодня человечество наработало столько знаний, которые хотелось бы получить, столько навыков, которые хотелось бы освоить, то, не торопясь, можно учиться всю свою жизнь. Хотя, можно ничему не учиться и спокойно работать дворником, как это делал бесплатно в течение 14 лет один британец, спасаясь от хандры. А может все-таки научиться чему-нибудь путному за это время? Как учиться эффективнее? Есть ли способы?
Я знаю как минимум два ключа, повышающих эффективность обучения – мотивация и интерес. Если человек не хочет учиться, если у него нет понятия зачем ему все это, то обучение если и будет идти еле-еле и все знания тут же будут выветриваться. Вспомните школу. Какая мотивация у учеников? Основной мотив – не получение знаний, и даже не получение аттестата, а внутреннее спокойствие, чтобы родители и учителя не ругали. Поэтому и прогуливаем уроки и ненавидим учителей за то, что они заставляют учиться. А те, у кого есть мотивация – заканчивают школу экстерном в полтора – два раза быстрее среднестатистического ученика. Не будем обсуждать вопрос хорошо ли это для слабой детской психики, но факт остается фактом – есть люди, которые учатся быстрее своих сверстников.
У кого есть интерес к предмету – учит его самостоятельно, правда интерес сразу ко всем предметам – редкость. На мой взгляд, интерес, если его небыло изначально, может появиться уже после мотивации. Сначала нужно себя мотивировать – заставить, а уже потом, когда видны результаты, возникает интерес, как я его называю “драйв”, когда уже самому хочется продолжать.
Обратимся к институту. Во многих случаях основной мотив обучения в ВУЗе – не вылететь из института или не лишиться стипендии. Поэтому многие студенты получают не знания, а тренирую умение сдавать экзамены и тесты, что не предполагает присутствие на всех лекциях, но предполагает хорошие отношения с преподавателем . Сам преподавал в институте – хорошие были времена.
И теперь мы подходим к вопросу мотивации обучения взрослых. Здесь уже интерес играет значительную роль. Если кому-то нравится, к примеру, программировать, то он найдет возможность прочитать большое количество книг и напишет десятки программ просто так, потому что интересно. А как насчет мотивации? Вспомним “День сурка”. Почему Фил Коннорс изучал поэзию и научился играть на пианино? Ему это было интересно? В фильме об этом не говорится, но у него точно был мотив. Фил хотел покорить сердце Риты. А любовь – сильнейший мотиватор.
Что еще мотивирует взрослых на обучение? Во многих случаях – мотивация связана с работой. Текущей или будущей. Чтобы получить хорошую работу, многие из нас изучают английский язык и читают большое количество книг. Книг по специальности и не только.
Чтобы эффективнее усваивать информацию из книг есть методики “вытаскивания” из них знаний или, к примеру, использование интеллект-карт для структурирования информации, что позволяет усваивать больший процент знаний и в итоге учиться быстрее.
К сожалению, эти методы хорошо работают только с теоретическими знаниями. Если вы хотите научиться чему-то практическому, то это нужно делать самому. Если вы хотите научиться плавать – нужно плавать, если вы хотите научиться программировать – нужно программировать. Но как это сделать быстрее?
Есть хороший и довольно эффективный прием обучения: “делай как я“, который активно применяется в армии. В отличие от принципа “делай как я сказал“, который пропагандируется многими теоретиками, прием “делай как я” подразумевает повторение действий за инструктором для получения определенного результата. Для практического обучения работе с некоторой программой, нужно просто начать с ней работать, выполняя тестовые задания и переходя от простого к сложному. Если вы занимаетесь на очных курсах – вам дадут поработать на компьютере с уже установленной программной системой, и выполнить задания под руководством преподавателя и это будет довольно эффективным, хотя и не самым дешевым вариантом.
А если хочется заниматься дома? В этом случае вам придется установить на свой домашний компьютер все необходимые программы (кстати, вы не боитесь ребят из “отдела К“). И попытаться изучить их самостоятельно. По себе знаю, когда первый раз открываешь новую программу, от обилия кнопок, меню и функций, которые нужно изучить, мотивация может пропасть очень быстро. К сожалению, здесь интеллект-карты не помогут. Остается только читать книги “для чайников” и щелкать по кнопкам, чертыхаясь, когда эта гадина программа делает не то, что нужно, хотя “я точно делаю все как написано в книге”.
А есть еще одно интересное решение. Компьютерные тренажеры. В большинстве случаев компьютерные тренажеры используются для эмуляции работы со сложным оборудованием, например, оборудованием атомных станций, чтобы не пускать “чайников” к реальному реактору (почему-то вспомнился Гомер Симпсон).
Более простые варианты представляют собой программы, интерфейс которых эмулирует часть функций большой и сложной программной системы с той разницей, что тренажер направлен на обучение, а не на выполнение работы. Поскольку размер тренажера намного меньше основной программы, а требований к компьютерным ресурсам тренажер практически не предъявляет, то и установить его дома намного проще. К примеру, демоверсия Microsoft CRM требует установки на Windows 2003 Server, который вряд ли завалялся на домашнем компьютере.
Зайти в тупик при работе с тренажером – невозможно. В нем зашита четкая последовательность действий и реакций на них. Если ученик что-то делает неправильно, то тренажер подскажет, как это исправить. Получается что-то наподобие электронного учителя. Ученик выполняет задание, а электронный учитель указывает на ошибки и говорит, что нужно делать дальше. Поскольку интерфейс тренажера – копия интерфейса основной программы, то навыки работы, получаемые на тренажере, ничем не отличаются от навыков работы с самой программой. К тому же тренажер засекает время выполнения задания, и ученик может смотреть за прогрессом своих знаний, что привносит в обучение элемент игры и дополнительную мотивацию.