Какое главное качество сотрудника?
Не прошло и недели, как опять пишу о найме сотрудников, или найме на работу, как кому нравится. Наверное потому, что недавно начали новый большой проект. За свою рабочую жизнь, побывал в шкуре как работника, так и работодателя, и для себя вывел несколько важных вещей, которые требуются от сотрудника. Несколько важных качеств, которые обязательны, но я бы сказал, что есть одно – самое главное, без которого работник просто не нужен. Какое это качество? Обширные знания? Большой опыт? Умение решать сложные задачи?
Для начала обратимся к тому, для чего, собственно людей нанимают. Как для чего? Работать конечно! – скажете вы удивленно, и будете правы. Естественно – работать, но роль каждого работника в компании – своя. Так, программистов (работаю всю жизнь в программистских конторах, поэтому в теме) я всегда воспринимал как рабочее звено на фирме. Это как рабочий на заводе, производящем тракторы. Один стоит себе за станком и точит детальки, а другой их вместе свинчивает, а третий проверяет, все ли правильно привинтили. И есть руководитель, который за этим делом наблюдает и если что – дает по шапке всем троим, а есть Босс, который дает по шапке руководителю, который дает по шапке рабочим, которые точат детальки…
Так какое главное качество должно быть у программиста? Знания? Хорошо конечно, но совершенно не главное. Сейчас технические средства развиваются настолько быстро, что придя на новую работу программист, зачастую, учится чуть ли не заново. Если не самим средствам, то использованию библиотек, которых развелось столько, что чтобы изучить один только FrameWork могут потребоваться годы, а большинство классов так и останутся не востребованы в работе. Да и каждая софтверная фирма создает свои надстройки, свои библиотеки классов, которые программисту тоже нужно изучать. И даже имеющийся большой опыт не слишком поможет избежать этого.
Как-то нанимал я программиста, побеседовали, по знаниям подходит, хотя и опыта нет, но да не беда – наберется. Человек не проработал и недели. Для него, который только закончил университет, и нигде еще не работал, было шоком, что нужно целый день сидеть за компьютером и писать программы. Т.е. чел даже не задумывался о том, что одно дело – писать программу пару часов в день, когда захочется, и совсем другое – писать ее профессионально, восемь часов в день, на тех средствах и теми способами, которые указал работодатель, а не на том и как хочется. Сидеть в одном и том же месте, в одной и той же комнате, с одними и теми же людьми изо дня в день, неделя за неделей. Этот человек – не смог.
Если вспомнить инструментальные средства, то я встречал людей, которые на дух не переносят язык 1С или есть предубеждение к языку Basic. Поэтому я считаю, что самое главное качество программиста, да и любого сотрудника – это лояльность к фирме, и желание идти тем путем, которым идет фирма. Если это не так, то такой сотрудник долго не задержится. Изменить взрослого человека (все мы, по крайней мере, считаем себя таковыми), практически невозможно. Если работа противоречит каким-то внутренним убеждениям, если его “тараканы в голове”, которые, как мы знаем, у каждого свои – бегут не туда куда бегут тараканы у голове у Большого Босса, то такой работник не принесет пользу фирме и таких нужно просто заменять.
Yuri Zhidun
Есть определенный опыт проведения собеседований. И я не могу не подметить что лояльность это действительно очень важный критерий. Но одной лояльности мало, так как можем получить сотрудника который на тебя будет смотреть добрыми, телячьими, вполне лояльными глазами и это все что ты из него выжмешь. Я конешно утрирую немного, так как хочу подчеркнуть что только лояльность нельзя использовать как критерий.
Важно также:
– обучаемость – а особенно программистам
– умение работать как в команде, так и не менее важно самостоятельно
– профессионализм – делать то что попросят пропустив через мыслительный аппарат, за конкурентное время, с адекватным уровнем качества, и как было подмечено выше – 8 часов в день.
– определенного рода психологическая и умственная гибкость – так как все мы люди
Критериев конешно намного больше, просто эти очень показательны для определения потенциала человека.
Сергей Трофимов
|AuthorКонечно, выбор кандидата для работы – это нетривиальный процесс. поэтому согласен с тем, что нужно смотреть все в комплексе. Я сначала смотрю на уровень текущих знаний, затем на потенциал, а потом определяюсь с лояльностью.
Просто для меня последний пункт может перечеркнуть все остальное. Я скорее возьму человека с меньшими знаниями, но с большей лояльностью, чем человека, который все знает, но не управляем.
Дмитрий
1. Не непереносят язык 1С, а не хотят застрять в узких рамках
2. Лояльность это не качество, а временное состояние. Выветривается на 1-2-3
3. “желание идти тем путем, которым идет фирма” и остальные лозунги часто используются для убаюкивания. Т.е. тоже в топку.
Yuri Zhidun
С 1м согласен. Как правило уверенные в себе ребята панику не создают если прийдется немного пописать на чем-то другом.
Насчет 2го и 3го не согласен. На эти два вопроса ты пытаешься себе ответить на интервью. И в принципе опытный кандидат тебе баки забить сможет без проблем. Но есть другая сторона медали – ты каждый день по человеку видишь насколько расходятся слова с делом. И если он тебя на интервью таки нагрел, то совсем скоро все всплывет.
ИМХО критерии все таки полезные и заниматься кандидату придумыванием правильных ответов просто не выгодно – только трата времени. Так как, если ты прошел интервью, это не означает что работа у тебя в кармане и ты король ситуации.