Скрытые пункты устного договора с работодателем

Скрытые пункты устного договора с работодателем

Поп из сказки о Попе и работнике его БалдеПомните сказку о Попе и работнике его Балде? Первый момент как нанимал Поп Балду на работу “нужен мне работник, повар, конюх и плотник”. И, что интересно, со времен Пушкина не сильно изменился, в свое время даже ходила такая байка “Если бы водителей нанимали как программистов” но такой подход хорош (или все-таки не очень?) для стартапа, но точно не подходит для большого проекта. В проект набираются люди на конкретные позиции для конкретной работы, правда есть еще небольшие “мелочи” – устные договоренности. Какие? 

В первую очередь нужно точно определить для себя то, что наем на работу – это обоюдный договор. Зачастую мелкий бизнес, который чаще всего начинается как семейный, сталкивается с проблемами именно потому, что нет договоренности между работниками. Поэтому, кстати,  чем раньше вы как бизнесмен начнете нанимать (а не приглашать) сотрудников, тем раньше ваш бизнес станет похож на бизнес, а не на хобби. 

И так, в чем заключается договор (мы не говорим о подписании трудового договора – это тема отдельной статьи). Пока договоренности устные. Соискатель обещает, что будет что-то делать по заданию работодателя, а работодатель обещает, что обеспечит соискателя всем необходимым для выполнения работы (если вас заставляют сразу что-то купить – это жульничество) и будет оплачивать труд соискателя в определенном размере. Есть некоторые вопросы, которые соискатель должен выяснить перед тем как идти на собеседовании. Эти вопросы в той или иной степени касаются договоренностей с работодателем.

Есть фирмы, которые даже не говорят размер зарплаты, а соискатели почему-то не спрашивают (эту тему как-то поднимал в своем блоге Макс Крайнов).  Мол если работник приходит работать за деньги, то и покинет компанию за деньги. Конечно, интересная работа важна, однако идти на должность, не зная условий вашего договора, по меньшей мере не дальновидно.

Зарплата – это один из пунктов, которые можно выяснить до прихода, но есть и скрытые пункты, о которых обычно не говорят, и которые шокируют работников не в первый, так во второй день. Я, когда разговариваю с соискателем, то описываю характер будущей работы, показываю ему будущее рабочее место, объясняю порядок прихода и ухода с работы, возможность командировок и переработок, как организовано питание, те “мелочи”, которые могут быть важны для соискателей, но о которых они могут и не задумываться пока не придут и не начнут работать.

И так, скрытые пункты договора о которых соискатель узнает в первые дни (когда изменить что-либо уже поздно) и о которых не говорят на собеседовании.

1. Корпоративные традиции

Например, обязательное ношение униформы. Если вы нанимаетесь в MacDonald’s – то для вас это не будет большой неожиданностью, однако, для программистской конторы обязательное ношение на работе каких-нибудь кепок, футболок или галстуков с корпоративной символикой, будет довольно большой тратой воспитательных сил (программисты будут яростно биться за свободу ношения растянутых на локтях свитeров и драных джинсов, и в этой борьбе могут быть потери, кто-то уволится, и сдается мне, что это будут не самые плохие программисты). Или бывает другая крайность. В некоторых конторах считается, что чем импозантнее одежда, тем выше креативность, поэтому костюмы и галстуки там запрещены.

Есть и другие традиции. Например, всех заставляют петь по утрам корпоративный гимн. К этому можно привыкнуть, но выглядит действительно странно. Известно одно издательство религиозной литературы, в котором обязательным для всех сотрудников является посещение религиозных собраний, проходящих прямо в офисе, с участием священников и песнопениями. Считается, что объединяет всех морально и мобилизует на новые свершения во имя корпорации. Сразу вспоминается служба в армии. Тогда  всем полком вечером на плацу пели гимн СССР – воспитывали любовь к Родине.

2. Учет рабочего времени

У всех по разному. Но нужно сразу понимать, что чем крупнее контора, тем этот учет строже. В небольшой копании, где все люди на виду, могут не писать никаких служебных записок, не иметь карточек и журналов учета рабочего времени. Просто начальник должен быть в курсе, где его подчиненные. Форс-мажорные обстоятельства бывают у всех и когда подчиненные знают, что у них не вычтут из зарплаты за пять минут опоздания, то могут и задержаться на работе чуть подольше, если нужно. Это нормальная договоренность между начальником и подчиненным. Если работников штрафуют за малейшее опоздание, то вряд-ли можно ожидать от них желания задержаться на лишних пять минут. Я знаю конторы, в которых каждые пять минут опоздания – штраф 50$. Вот только вряд ли они за пять минут задержки на работе накинут хотя бы 25   :)

Если всякие карточки для учета рабочего времени для больших контор – это уже практически норма, то однажды я видел вообще интересную вещь. У каждого на компьютере стояла программа, которая отслеживала, когда компьютер включен. И мало того, если ты отошел попить чаю, пообедать или по нужде, то нужно было обязательно нажать кнопочку и когда вернешься – нажать опять. И не дай Бог, ты отойдешь и не нажмешь, всё, поймают, вычтут из зарплаты, уволят, или выведут во двор и сразу расстреляют, дабы другим неповадно было  :)

3. Больничные

Я всегда замечал, что если человеку не нужно их представлять, то пропускает он меньшее количество времени, даже если заболел. Не нужно вызывать врача, выписывать больничный, затем, когда уже выздоровел – стоять очередь в поликлинике, чтобы больничный закрыть. Отлежался пару-тройку дней и на работу. Правда в крупных конторах – такое не практикуют, поскольку оплата больничного и зарплаты идет из разных бюджетов, да и необязательность предоставления больничного – это дополнительная степень доверия, которая возможна лишь при определенном стиле работы. В относительно небольших конторах – возможна. В крупных, скорее всего – нет.

4. Рабочее место

Бывают странности, например, нельзя переставлять компьютер с одного края стола на другой или из под стола – на стол, у всех должно быть однообразно. Или нельзя пить кофе на рабочем месте (вообще откровенная глупость!). Ведь пойти попить кофе где-то там, в “харчевне”, займет больше времени, чем просто налить себе чашечку, и продолжить работать, прихлебывая горячий, ароматный, растворимый кофе. Кстати, культурные конторы имеют у себя кофе-машину за счет заведения :)

Где будет находится рабочее место, тоже важно. Или вы сидите в общем “муравейнике”, поделенном на соты. Или вам выделят отдельный кабинет (конечно, если ваша будущая должность Генеральный Директор, то нужно сразу себе требовать кабинет, кожаное кресло и секретаршу). Да и  “соты” тоже бывают разные.  По мне так лучше разделение на квадраты по четыре рабочих места, а еще лучше – комнаты по пять – шесть рабочих мест. Видел одиночные “соты”, типа у каждого отдельный кабинет, размером два на полтора метра, но уж очень на одиночную камеру похоже.

4. Штрафы

Они могут быть не только за опоздание…  Специалисты по менеджменту практически единодушны: штрафы – крайне непродуктивная мера воздействия, однако она продолжает пользоваться работодателями, а работники узнают о них только в момент наложения. Штрафуют за все подряд. За то,  что оставили “секретные” документы на столе, за нарушения дресс-кода, за распитие кофе на рабочем месте, в общем за все то, что перечислено в предыдущих пунктах и за другие мелкие и крупные провинности. Штрафы запугивают работников и лишают инициативы. А творческих личностей, они толкают не к улучшению работы, а к написанию заявления по собственному желанию.

 

И на последок то, о чем я упоминал в начале.

Если бы водителей нанимали как программистов, то описание вакансии было бы примерно такое:

Вакансия: водитель.Требования: профессиональные навыки в управлении легковыми и грузовыми автомобилями, троллейбусами,
трамваями, поездами метрополитена и фуникулёра, экскаваторами и бульдозерами, спецмашинами на гусеничном ходу, боевыми машинами пехоты и современными легкими/средними танками, находящимися на вооружении стран СНГ и НАТО.
Навыки раллийного и экстремального вождения обязательны. Опыт управления болидами “Формулы 1″ – приветствуется. Знания и опыт ремонта поршневых и роторных двигателей, автоматических и ручных трансмиссий, систем зажигания, бортовых компьютеров, антиблокировочных систем, навигационных систем и автомобильных аудиосистем ведущих производителей. Опыт проведения кузовных и окрасочных работ – приветствуется. Претенденты должны иметь сертификаты Mercedes, BMW, General Motors, а также справки об участии в крупных международных соревнованиях не более, чем двухлетней давности.Зарплата: определяется по результатам собеседования.

З.Ы. Водитель мне пока не нужен, эта вакансия только для примера

Читаем продолжение в части #2

  1. Dyatel

    Вам не кажется, что грязные джинсы и рваная футболка у “хорошего” программиста – это бред? Может этот человек способен придумать какой-то алгоритм в 10 раз быстрее меня, но:

    1. Как часто это надо? Это же не олимпиада в конце концов.

    2. Внешний вид – это на 100% показатель требовательности человека к себе и наличие таких качеств как собранность, дисциплинированность и многих других. Вам нужны “гении” без этих фич?

    3. “Хороший программист” – это не тот, которые знает 500 языков, хачит ночью сервак и днём ноет, что надо юзать питон а не убитую НЕТ платформу.

    Хороший программист – это тот, которые deliver value и помогает в выпуске вашего продукта. Пусть не семи пядей во лбу, но который знает и готов играть по правилам не гаража, но корпоративной нормальной команды.

    Примеры штрафов и гимна – это в сад. Это бред, за такое либо ставки должны быть поднебесные, либо народ desperate как hell.

  2. Pingback: » Какое главное качество сотрудника?

  3. Вы забыли еще один пункт.

    Спросить у работодателя и будущих колег какова текучка у предприятия и какова текучка на данном конкретном рабочем месте.

  4. Pingback:   Интересно почитать (03.06.2008) by Блог Димка

  5. Andrei

    меня постоянно убивает одно, зп по результатам собеседования. ведь можно написать от 1000 и выше… зависит от результатов…

  6. Pingback: Blogseller » Интересно почитать (03.06.2008)

  7. Serge Mikhailov очень хорошо подметил!
    Я считаю, если все-таки на собеседовании человек узнает о штрафах за малейшее опоздание, то эта работа того не стоит.
    Кстати в некоторых компания еще и специально стараются придумать как можно больше штрафов, чтобы меньше платить зарплату.

  8. А лучше найти сотрудника из этой фирмы и спросить про будущего начальника. Но на сегодняшний день благодаря интернету можно и с самим начальником поговорить по аське. Не 2 часа, а 3 раза по часу или как то так. Когда человек занят и не может обдумать ответ на вопрос – больше нашсов, что он ответит то, что придет в голову.

  9. to Serge Mikhailov

    >Спросить у работодателя и будущих колег какова текучка у предприятия и какова текучка на данном конкретном рабочем месте.

    Вот на собеседовании вам сказали, что текучка “как у всех” и как это отразится на решении идти или нет в такую компанию?

    Единственное то, что Интернет к вашим услугам можно порыться и поискать недовольные отзывы о конкретном работодателе. Но, я знаю, что со многих сайтов их просто удаляют по наезду этой же фирмы. Ведь текучка в крупных компаниях-обычное дело, а в мелких она небольшая.

  10. >Вот на собеседовании вам сказали, что текучка “как у всех” и как это отразится на решении идти или нет в такую компанию?

    От куда они знают как у других? Я такой ответ не считаю искренним, а вы услыхав такой ответ не подумали бы что вам уже вешают лапшу.

    И за уточняющий вопрос язык не отрежут – Увольняется раз в месяц?

    Не раз видел агентские сети, в которых работники работали не больше 3х месяцев и все равно, от желающих обломиться не было отбоя, потому что контора постоянно давала объявления о приеме на работу.

  11. >И за уточняющий вопрос язык не отрежут
    А вот это точно, нужно спрашивать больше, смотреть вокруг, если собеседование с самой конторе и относится ко всему сказанному критически и уметь “слушать между строк” и делать выводы.

  12. Pingback: Найдите в себе таланты | Блог о продажах

Ответить на Dyatel Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>