Почему ваши сотрудники против перемен?

Пусть все остается по старому, не дадим ничего менять! Некоторое время назад я уже писал о том, почему сотрудники против внедрения CRM-систем. Сейчас я располагаю дополнительной информацией по этой теме, которую в систематизированном виде  предлагаю почитать в этой статье.

Итак, что же такое сопротивление? В общем виде – это противодействие чему-либо. Есть определенное движение, скажем, электрического тока и тут на его пути становится резистор, который вроде и пропускает ток, но как-то вяло и неохотно. А если поставить диэлектрик, то движение тока и вовсе остановится. Хуже всего, когда в цепи есть что-то типа транзистора, который то дает току проходить, то запрещает в зависимости от внешних уловий, не всегда сразу понятных.

Тоже происходит и с внедрением изменений в бизнес-процессах и внедрении программного обеспечения. На этом нелегком пути в ответ на любые изменения возникают непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса. 

Большая часть высших руководителей забывают важнейший принцип управления изменениями: организации не изменяются, изменяются люди. Существует четыре основных принципа, которые нужно иметь ввиду при подготовке изменений организации.

  1. Сопротивление   переменам   неизбежно. Любое изменение затрагивает ожидания людей по поводу собственного будущего,  ведь своя рубашка чаще всего ближе к телу. Поэтому сопротивление возникает как в случае негативных ожиданий, так и даже в случае позитивных.
  2. Формы сопротивления переменам различны и зависят от того, негативны или позитивны ожидания от перемен. При этом даже если ожидаются позитивные перемены, сотрудники также могут им сопротивляться.
  3.  Сопротивление может быть явным и скрытым, что более опасно, поскольку тяжело локализуется и устраняется.
    Люди по поводу перемен часто говорят не то, что думают. Сотрудники, если не испытывают доверия к руководителям, часто сглаживают в их присутствии свое мнение или вообще молчат, высказываясь (при том не совсем лестно) только в курилке, что затрудняет понимание руководством принятия сотрудниками изменений или назревающих проблем.

Шесть причин сопротивления изменениям:

  1. Предсказуемый отрицательный результат — опасения что перемены окажут негативное воздействие на сотрудника (что будет лучше – не верю, что будет хуже – верю сразу и навсегда (с) Жванецкий);
  2. Боязнь того, что работы станет больше, — сотрудники компаний считают, что результатом изменения станет увеличение объемов работы, а возможности получения вознаграждения сузятся. Самое интересное в том, что они – правы. По словам Пола Стрибла (Paul Strebel), руководителя Программы изменений в Международном институте подготовки менеджеров (IMD), “люди противятся переменам прежде всего потому, что крупные преобразования меняют условия личных соглашений, регулирующих отношения работников с организацией”;
  3. Необходимость ломать привычки — изменения предполагают отказ работников от сложившихся привычек. Эта причина особенно характерна для руководящего персонала. В процессе изменений чаще всего приходится менять или ломать стереотипы обычного поведения. Формула “приказать и проконтролировать исполнение приказа” не только устарела, но и гасит инициативу и творчество. Поэтому для персонала эта проблема остается одной из самых важных, так как полностью поменять стереотип своею поведения практически невозможно, ведь придется изменить образ своей жизни;
  4. Недостаток информации — если неизвестно что, почему и как предстоит изменить – это порождает опасения и сопротивление. В темную комнату всегда страшнее входить, чем в хорошо освещенную;
  5. Неспособность заручиться поддержкой организации как единого целого — часто инициаторы изменений оказываются не в силах получить поддержку всей необходимой организационной структуры, руководителей подразделений, ключевых сотрудников, квалифицированного персонала и привлечь их к непосредственной деятельности.
  6. Мятеж работников — люди противятся изменениям, по­
    тому что воспринимают их как нечто навязанное. Они противятся тому, что им самим приходится меняться.

Различают три типа негативного отношения к переменам: рациональный, личный, эмоциональный. В таблице описаны характеристики каждого типа сопротивления и способы борьбы*

Типы негативного отношения

Как с ними работать

Рациональный. Непонимание деталей плана, неуверенность в том, что перемены являются необходимыми, неверие в планируемую эффективность перемен, ожидание негативных последствий

Объяснить план с большей ясностью и более подробно;описать, что случилось бы, если бы программа изменений не была начата;вовлекать каждого в команды повышения качества, чтобы продемонстрировать эффективность изменений;создать действующую снизу вверх программу для реорганизации систем и процессов

Личный.Страх потери работы, беспокойство по поводу будущего, обида на высказываемую в ходе осуществления перемен критику, страх вмешательства со стороны руководства

Сделать акцент на заметное улучшение перспектив работы на будущее для каждого;представить планы по улучшению, которые люди с большой вероятностью сочтут позитивными и вдохновляющими;принять ответственность за прошлые неудачи;представить сценарий, показывающий предполагаемые выгоды основных изменений

Эмоциональный. Склонность к активному или пассивному сопротивлению пюбым переменам, недостаток вовлеченности, апатия к инициативам, шок, недоверие к мотивам, вызвавшим перемены

Показать на примерах, почему старые способы больше не работают;организовать серию встреч, чтобы сообщить детали плана перемен;продемонстрировать, что новая политика не является просто “изюминкой” месяца;объяснить причины изменений и  включать в процесс;быть полностью искренним и ответить на все вопросы

 Использованы материалы из книги “Инновационный менеджмент” М. Дело 2003 г.

  1. Интересная статья. Сразу несколько вопросов. Почему в начале пути компании все изменения воспринимаются более лояльно а чем больше существует колектив тем сложнее что-то в нем изменить? Этот аспект как-бы и не раскрыт.

  2. Это понятно, ведь в начале работы компании нельзя сказать, что будут перемены, поскольку процессы еще не установились. Вся работа компании на начальном этапе – это одна большая перемена и люди знают на что идут, приходя на работу, например, в стартап.
    Но когда процесс уже идет каким-то образом, работники привыкают делать свою работу так а не иначе, это менять уже намного тяжелее.
    Кстати хорошо заметно по вновь нанятым работникам. Первые два месяца они еще не могут работать полноценно, привыкая к компании, совершая ошибки и притираясь к процессу. Но они не могут сильно возмущаться, они на испытательном сроке. И только по истечение этого срока (если остались на этой работе и свыклись с новым для них процессом) входят в колею.

  3. Pingback: » Как преодолеть сопротивление изменениям?

  4. Pingback: » Что нужно обсуждать с заказчиком?

  5. Pingback: » Граждане сотрудники, рабочие и инженеры. Кто хочет поработать?

Ответить на Сергей Трофимов Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>