Некоторое время назад я уже писал о том, почему сотрудники против внедрения CRM-систем. Сейчас я располагаю дополнительной информацией по этой теме, которую в систематизированном виде предлагаю почитать в этой статье.
Итак, что же такое сопротивление? В общем виде – это противодействие чему-либо. Есть определенное движение, скажем, электрического тока и тут на его пути становится резистор, который вроде и пропускает ток, но как-то вяло и неохотно. А если поставить диэлектрик, то движение тока и вовсе остановится. Хуже всего, когда в цепи есть что-то типа транзистора, который то дает току проходить, то запрещает в зависимости от внешних уловий, не всегда сразу понятных.
Тоже происходит и с внедрением изменений в бизнес-процессах и внедрении программного обеспечения. На этом нелегком пути в ответ на любые изменения возникают непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса.
Большая часть высших руководителей забывают важнейший принцип управления изменениями: организации не изменяются, изменяются люди. Существует четыре основных принципа, которые нужно иметь ввиду при подготовке изменений организации.
- Сопротивление переменам неизбежно. Любое изменение затрагивает ожидания людей по поводу собственного будущего, ведь своя рубашка чаще всего ближе к телу. Поэтому сопротивление возникает как в случае негативных ожиданий, так и даже в случае позитивных.
- Формы сопротивления переменам различны и зависят от того, негативны или позитивны ожидания от перемен. При этом даже если ожидаются позитивные перемены, сотрудники также могут им сопротивляться.
- Сопротивление может быть явным и скрытым, что более опасно, поскольку тяжело локализуется и устраняется.
Люди по поводу перемен часто говорят не то, что думают. Сотрудники, если не испытывают доверия к руководителям, часто сглаживают в их присутствии свое мнение или вообще молчат, высказываясь (при том не совсем лестно) только в курилке, что затрудняет понимание руководством принятия сотрудниками изменений или назревающих проблем.
Шесть причин сопротивления изменениям:
- Предсказуемый отрицательный результат — опасения что перемены окажут негативное воздействие на сотрудника (что будет лучше – не верю, что будет хуже – верю сразу и навсегда (с) Жванецкий);
- Боязнь того, что работы станет больше, — сотрудники компаний считают, что результатом изменения станет увеличение объемов работы, а возможности получения вознаграждения сузятся. Самое интересное в том, что они – правы. По словам Пола Стрибла (Paul Strebel), руководителя Программы изменений в Международном институте подготовки менеджеров (IMD), “люди противятся переменам прежде всего потому, что крупные преобразования меняют условия личных соглашений, регулирующих отношения работников с организацией”;
- Необходимость ломать привычки — изменения предполагают отказ работников от сложившихся привычек. Эта причина особенно характерна для руководящего персонала. В процессе изменений чаще всего приходится менять или ломать стереотипы обычного поведения. Формула “приказать и проконтролировать исполнение приказа” не только устарела, но и гасит инициативу и творчество. Поэтому для персонала эта проблема остается одной из самых важных, так как полностью поменять стереотип своею поведения практически невозможно, ведь придется изменить образ своей жизни;
- Недостаток информации — если неизвестно что, почему и как предстоит изменить – это порождает опасения и сопротивление. В темную комнату всегда страшнее входить, чем в хорошо освещенную;
- Неспособность заручиться поддержкой организации как единого целого — часто инициаторы изменений оказываются не в силах получить поддержку всей необходимой организационной структуры, руководителей подразделений, ключевых сотрудников, квалифицированного персонала и привлечь их к непосредственной деятельности.
- Мятеж работников — люди противятся изменениям, по
тому что воспринимают их как нечто навязанное. Они противятся тому, что им самим приходится меняться.
Различают три типа негативного отношения к переменам: рациональный, личный, эмоциональный. В таблице описаны характеристики каждого типа сопротивления и способы борьбы*
Типы негативного отношения |
Как с ними работать |
Рациональный. Непонимание деталей плана, неуверенность в том, что перемены являются необходимыми, неверие в планируемую эффективность перемен, ожидание негативных последствий |
Объяснить план с большей ясностью и более подробно;описать, что случилось бы, если бы программа изменений не была начата;вовлекать каждого в команды повышения качества, чтобы продемонстрировать эффективность изменений;создать действующую снизу вверх программу для реорганизации систем и процессов |
Личный.Страх потери работы, беспокойство по поводу будущего, обида на высказываемую в ходе осуществления перемен критику, страх вмешательства со стороны руководства |
Сделать акцент на заметное улучшение перспектив работы на будущее для каждого;представить планы по улучшению, которые люди с большой вероятностью сочтут позитивными и вдохновляющими;принять ответственность за прошлые неудачи;представить сценарий, показывающий предполагаемые выгоды основных изменений |
Эмоциональный. Склонность к активному или пассивному сопротивлению пюбым переменам, недостаток вовлеченности, апатия к инициативам, шок, недоверие к мотивам, вызвавшим перемены |
Показать на примерах, почему старые способы больше не работают;организовать серию встреч, чтобы сообщить детали плана перемен;продемонстрировать, что новая политика не является просто “изюминкой” месяца;объяснить причины изменений и включать в процесс;быть полностью искренним и ответить на все вопросы |
Использованы материалы из книги “Инновационный менеджмент” М. Дело 2003 г.
Stanislav O. Pogrebnyak
Интересная статья. Сразу несколько вопросов. Почему в начале пути компании все изменения воспринимаются более лояльно а чем больше существует колектив тем сложнее что-то в нем изменить? Этот аспект как-бы и не раскрыт.
Сергей Трофимов
|AuthorЭто понятно, ведь в начале работы компании нельзя сказать, что будут перемены, поскольку процессы еще не установились. Вся работа компании на начальном этапе – это одна большая перемена и люди знают на что идут, приходя на работу, например, в стартап.
Но когда процесс уже идет каким-то образом, работники привыкают делать свою работу так а не иначе, это менять уже намного тяжелее.
Кстати хорошо заметно по вновь нанятым работникам. Первые два месяца они еще не могут работать полноценно, привыкая к компании, совершая ошибки и притираясь к процессу. Но они не могут сильно возмущаться, они на испытательном сроке. И только по истечение этого срока (если остались на этой работе и свыклись с новым для них процессом) входят в колею.
Pingback: » Как преодолеть сопротивление изменениям?
Pingback: » Что нужно обсуждать с заказчиком?
Pingback: » Граждане сотрудники, рабочие и инженеры. Кто хочет поработать?