Сколько вантовых мостов в Москве?
Река – дело не шуточное, то из берегов выйдет, то пересохнет на какое-то время, а так хочется время от времени перебираться на другой берег, не ожидая милости от природы. А ведь не зная брода, как известно, – никуда не суйся. Поэтому, одним из первых инженерных сооружений, если так можно назвать творение рук древнего человека, было бревно, перекинутое через ручей. Это-то бревно, в последствие и было гордо названо мостом.
По началу мосты строили из дерева, затем стали ставить каменные опоры. А инженеры древнего Рима достигли большого искусства в строительстве полностью каменных мостов с использованием цемента, рецепт которого в настоящее время утерян. Сейчас мосты в основном строят из стали и железобетона, но не забывают и про природные материалы: камень и дерево.
Хотя современные мосты – это довольно сложные инженерные сооружения, большинство из них строятся по старому, проверенному временем принципу. Сначала устанавливаются опоры, на которые затем опускаются пролетные строения. Последние как бы лежат сверху, так же как лежало первое бревно, соединяя берега ручья.
Но при всей привлекательности такой конструкции, у нее есть как минимум один неприятный недостаток. Длина железобетонного пролета не может быть больше 250 метров, стального несколько более, но все-таки.
А как быть, если нужно соединить берега, находящиеся на бОльшем расстоянии, ставить несколько быков (а именно так называются опоры, расположенные в русле)? Есть такие места, где глубина реки или неустойчивое дно, делает эту затею не просто безумно дорогой, но и чреватой катастрофами в виде обрушения моста.
И не забываем про то, что мост не должен мешать судоходству, тем более, если нужно обеспечить проход больших кораблей. Представьте себе реку, которая перегорожена большим количеством опор. Рано или поздно какой-нибудь зазевавшийся капитан может если не то что бы «срезать», но сильно повредить одну из них на своем средне-океанском лайнере речного масштаба.
Естественно, решение для таких случаев не могло быть не найдено. Там, где невозможно или нецелесообразно строить обычные мосты, используют подвесные, которые правильно называть «висячими». Главное отличие такого моста в том, что полотно дороги на всем протяжении поддерживаются несущими тросами, перекинутыми с одной опоры моста на другую. Один из самых известных, хотя и не самых сейчас длинных висячих мостов – мост Золотые ворота, который пересекает одноименный пролив и представляет собой единственный выезд из Сан-Франциско на север штата Калифорния. Самый известный в России висячий мост – Крымский, ставший стал одной из визитных карточек Москвы.
При всех достоинствах висячих мостов, они не лишены недостатков. У них слишком большая гибкость и малая жесткость конструкции. Даже стоя на обычно мосту (особенно в пробке) можно ощутить его колебания, то что же говорить про висячий. Помните, как Шрек раскачивался подвесной мост, в известном мультфильме, когда они с Осликом шли к замку дракона. Поэтому при сильном ветре движение по подвесным мостам перекрывают.
Есть другой тип моста – вантовый, где в отличие от висячих, все тросы (ванты) сходятся в одной точке и присоединяются непосредственно к опоре, называемой пилоном, что придает такому мосту весьма запоминающийся вид. Эти мосты намного устойчивее и могут быть пригодны даже для железнодорожного движения. Именно такой вантовый мост был открыт в конце 2007 года в Москве на Проспекте Маршала Жукова. И который в последствие станет частью нового Краснопресненского проспекта.
Особенностью конструкции этого моста, которого не зря назвали Живописным, можно назвать арочный пилон, перекинутый с одного берега Москвы реки на другой, с яйцом смотровой площадки и рестораном. Открытие ресторана для посетителей запланировано летом 2008.
Мост, общей длиной 1460 и пролетом 409 метров в настоящее время – самый длинный вантовый мост в Европе и пока единственный вантовый мост в Москве.