Один из региональных министров образования и науки выступил против системы фильтрации сайтов в школьных интернет-сетях. По его мнению, которое разделяют местные педагоги, система блокирует полезные ресурсы вроде YouTube и Википедии, хотя их можно было бы использовать учебном процессе.
Проблема не в конкретной блокировке, проблема стоит шире. Проблема в использовании информации из интернета в школе именно в учебном процессе.
Давайте сначала разберемся, что есть интернет в принципе. Как ни банально, InterNet но это международная сеть, сеть чего – сеть серверов, расположенных в различных частях света, которые предоставляют информацию или если на современный лад – контент различной направленности. Информация – информации рознь. Интернет тем и интересен, что любой человек может выставить нечто свое. Свои тексты, видео, аудио. При этом ее никто не проверяет, правда это или ложь, кому эта информация может повредить, а кого просто оскорбить.
Если раньше, при издании книг, данные хоть как-то проверяли, были рецензенты, с сложных случаях консультанты и соавторы то теперь в ту же Википедию может написать любой человек. И понять, правда там написана или ложь совершенно невозможно. Создать фейковые новости – нет проблем, создать видео вечного двигателя – тоже легко. Рассказать про человека профессионально и все поверят в то что он делал то, что на самом деле не делал.
Вся информация в электронном виде не постоянна. Домены аннулируются, сервисы предоставления информации выключаются, страницы – удаляются, видео могут быть в любой момент недоступны. Насколько быстро в интернете появляются новые страницы, так же быстро они могут исчезнуть. “404 – страница не найдена”, “видео удалено пользователем”, “аккаунт заблокирован”. Легко получить такое сообщение в любой момент. Поэтому ссылки на страницы в интернете вещь ненадежная. Если печатное издание по его реквизитам можно найти к примеру в библиотеке, то в интернете даже по тому же адресу завтра может быть совсем другая информация.
Большое количество мусора, мало того, что это может быть не нужная, но откровенно вредная для детской психики информация.
Оградить пользователя от вредной информации кроме как при помощи цензуры невозможно. Другой вопрос, что сейчас цензурировать интернет на 100% просто не реально. Никакие цензоры не успеют за огромным количеством вываливаемого в интернет контента. Заблокированный на одном сайте текст может легко появиться на другом.
Немного спасают технологии ограничения на уровне DNS, например, как я уже писал про ЯндексюDNS, где на уровне запросов отсекаются многие мошеннические или непристойные сайты. Но это тоже цензура, просто кто-то заранее занес такие сайты в “черный” список. “Белый список”, когда доступ есть только к определенным сайтам – идеальный вариант, но с поиском тогда можно распрощаться. Заносить в белый список сайты вручную – занятие неблагодарное..
В итоге проблемы информации в интернет коротко следующие
Проблема 1. Что есть правда, а что ложь? Что полуправда? Нет доверия к источникам информации.
Проблема 2. Непостоянство информации. В любой момент она может исчезнуть или измениться.
Проблема 3. Большое количество мусора, бесполезной, отвлекающей или даже вредной информации.
Переходим к учебному процессу.
Постулат: Учиться нужно по учебникам или по подготовленным методическим материалам. Почему? Опять же исходим из описанных проблем. Учебники или подготовленные материалы должны быть созданы на основе проверенных источников информации, строго цензурированы, отрецензированы и подготовлены к учебному процессу. Подготовка таких материалов может включать поиск в интернете, но только подготовка. В самом учебном процессе поиск включать нельзя ни в коем случае, все уже должно быть готово описано и желательно отпечатано. Этим мы также решаем проблему непостоянства информации. Представьте, что вы хотите показать своим ученикам некий ролик, который размещен на одном из сервисом, например на том же YouTube, вы подготовились к уроку, нашли ссылку, на уроке ее вызываете, а ссылки уже нет – ролик удален или аккаунт заблокирован. Хуже, если вместо нужного вам ролика автор загрузил нечто совсем иное.
Поэтому интернет в школе непосредственно для учебного процесса не нужен. Для преподавателей – можно оставить на их компьютерах. Никаких Wifi, доступных школьникам и отвлекающих от учебы. Конечно, кто захочет будет пользоваться и сотовым интернетом, но это уже другой вопрос, но в школах непосредственно для учебного процесса мое мнение – нет. Все дополнительные материалы – дома через домашние или сотовые сети.