Последнее время много статей из серии 10-20 или 100 профессий, которые вымрут к две тысяче какому-то там году. Многие просто копируют статьи друг у друга. Давайте посмотрим на все это дело с разных сторон. Начнем с того, что есть различные виды человеческой деятельности. Экономисты делят их на несколько типов: физическая-умственная, рутинная – творческая. В итоге можно все виды деятельности представить в виде простой матрицы
Физическая | Умственная | |
Рутинная | пример:землеком, водитель грузовика | пример:помощник бухгалтера |
Творческая | приимер:повар, младшая медсестра | учитель, врач |
Понятно, что первыми в списке на замену роботами или исскусственным итнеллектом (ИИ) будут рутинные профессии. Машины лучше делают рутинные задачи, лучше и точнее воспроизводят однотипные операции. Но есть интересный нюанс. Возьмем, к примеру, такую рутинную операцию, как упаковку товара на производстве в коробки. Да, робот справится с этим очень даже неплохо, однако, не для каждого производства он подойдет. Все-таки стоимость роботизированной линии и зарплата гастарбайтера – несоизмерима. Там, где не нужны большие объемы или нужно начать задешево делать здесь и сейчас, банально дешевле посадить пару нерусскоговорящих приезжих(не будем переходить на национальности), которые с удовольствием за сравнительно небольшие деньги будут упаковывать товар. Так что воспрос финансовой эффективности замены такого труда на автоматизированный позволит довольно долго держаться живой рабочей силе. Хотя не везде. Если до внедрения современных телефонных станций, на каждом узле сидели телефонистки, которые соединяли физические линии абонентов между собой, то сейчас это делается в автоматическом режиме. До распространения калькуляторов и вычислительной техники была профессия – счетчик , который на счетах рассчитывал необходимые данные. Сечас тоже профессия умерла – счетчиков заменили вычислительные машины.
Возьмем другой пример из той же таблицы и который у всех на слуху: водители. Могут ли роботы водить машину? Как процесс – да, в этом нет ничего сложного. Датчики и камеры, распознование знаков и дороги, управление газом и тормозами. Сложность начинается, когда ИИ должен принимать решения и нести за эти решения ответственность. В нашей стране любой водитель несет за свои действия материальную, а в особо тяжелых случаях даже уголовную ответственность.
Если человек, управляя автомобилем совершит дтп, то будет или расплачиваться, или сидеть. Робот платить не может. Посадить его? Даже звучит смешно.
“Самоуправляемый автомобиль Гугль, за нарушения правил дорожного движения, вы приговариваетесь к годичной стоянке под открытым небом без масла и бензина.”
Система наказаний за правонарушения изначально рассчитана на то, чтобы люди боялись наказания и не совершали нарушений. А робот? У него же нет страха. У него лишь точный или не совсем точный расчет. Так что выпускать роботов на дороги общего пользования по крайней мере опрометчиво, пока наши депутаты не договорятся кто же будет стрелочником в случае чего.
Видел варианты о том, что умирающие профессии – контролеры и бюлетеры. Т.е. те, кто проверяет что-то, но проверить может и робот и компьютер, а вот принять решение – пускать или не пускать, тут уже нужен контроллер-человек. Он нужен еще и в качестве контроля над теми, кто не очень то собирается платить. Видим, как в тех же автобусах “зайцы” пролезают под турникетами и только контроллеры могут хоть как-то держать ситуацию.
Насчет образования и учителей. Самая простая система обучения – книга. Читай и учись. Почему же у нас до сих пор есть учителя в школах? Почему обучение с преподавателем до сих пор востребовано и умирать совсем не собирается? И ведь история книгопечати на руси идет аж с марта 1564 года, когда напечатана была первая книга “Апостол”. А по книгам учиться до сих пор самостоятельно могут далеко не все.
А все потому, что для большинства учеников нужны не только знания, им нужен стержень, внешний стимул к учебе, который и задает учитель. Если учитель строгий и заставляет учеников учиться, то они преуспевают, если не заставляет, то и не учатся.
А что же робот? Задать задачу он может, даже проверить результат можно во многих случаях в автоматическом режиме, а вот заставить выполнить он может только если электроды высоковольтные подвести к пятой точке ученика. Все игровые мотивы обучения – это здорово, но малоэффективно. Учитель развивает интерес к учебе и проверяет, спрашивает, да и заставляет учиться.
Заменит ли робот учителя? В плане обучения робот или исскуссивеный интеллект и не нужен вовсе. Можно сделать все проще, только эффективность зависит от того, не сколько информации получил ученик, а насколько учитель заинтересовал или заставил учиться. Если ученик может заниматься сам, то никакой робот ему не нужен для учебы.
Насчет творческих профессий. Утверждается, что роботы (искусственный интеллект) может рисовать, лепить и писать лучше человека. Начнем с художников. Еще в век создания фотографии, а потом прочили смерть профессии художника. Ведь фотоаппарат намного точнее передает оттенки и цвета. Оказалось, что появилась новая профессия фотограф, а вот художники как были, так и остались. Хотя нейронные сети уже создают такие картины, в которых что-то есть просто нечеловеческое.
С появлением кино пророчили смерть театра. Ан нет, кино-это кино, а театр-это театр. Это разные виды исскусства.
А вот с копирайтингом все сложнее. Те же нейронные сети уже сейчас составляют тексты, которые на определенном уровне не отличимы от написанных человеком. Например, могут писать вполне сносные новости на определенную тему, могут даже написать роман. Конечно, это не Достоевский, но детектив, без претензий будет вполне читаемым.
Если подитожить, то насчет профессий, которые могут быть заменены искусственным интеллектом – их довольно много. Машины вполне могут выполнять рутинные задачи и заменить низкоквалифицированных рабочих, единственное, что пока останавливает широкое внедрение искусственного интеллекта это не то, что может или не может выполнять машина. Развитие идет очень быстро и круг задач, с которыми машины уже могут справиться, становится все шире. Но что в первую очередь сдерживает – экономическая целесообразность внедрения автоматов. Пока это во многих случаях дороже, чем труд рабочих это что касается физического труда. В сфере умственного – все сложнее. Вычислительные мощности все больше и они становятся все дешевле. Рутинные задачи умственного труда И если вы не боитесь, что искусственный интеллект оставит вас без работы, то нужно переходить в сферу более квалифицированного и творческого труда.
Также останавливает повсеместное внедрение роботов, автоматов и искусственного интеллекта сфера ответственности за результат. Там где нужна ответственность человека, там где от его решений зависят жизни и здоровье других людей, даже намного лучше работающая автоматика не может быть применена.