За последние несколько месяцев прошел несколько курсов обучения и сдал очередные экзамены. Были как очные курсы, когда преподаватель находится с нами в одной комнате, так вебинары, когда преподаватель общался с нами через Интернет. И все-таки – это были очные курсы, мы занимались с преподавателем по его методике. Почему не дистанционные курсы? Разберемся подробнее.
В IT сфере изменения происходят постоянно. Чуть ли не ежедневно появляются новые технологии, новое программное обеспечение и новая аппаратура. Еще недавно, я сдавал экзамен по “новейшей” операционной системе Windows 95, а вот в прошлом месяце сдавал экзамен на знание Windows 2012 R2 – операционной системе, отличающейся от той, что что была еще несколько лет назад.
И ведь не только Microsoft постоянно обновляет программное обеспечение, заставляя пользователей постоянно покупать новые версии, но и разработчики “железа” не стоят на месте. И для того чтобы уметь использовать то что разработано и не просто использовать, но и предлагать его нашим клиентам, приходится все время учиться. Можно учиться самостоятельно, можно учиться на дистанционных курсах (если таковые найдутся), а можно на очных.
А почему вообще в коммерческой компании нужно учиться? Школу закончили, институт – давно уже. Некоторые успели получить высшее образование и не по одному разу и вот опять… А что делать? Для того чтобы просто пользоваться новым мобильным телефоном мы неделю изучаем его “фенечки”. Которых с каждой версией становиться все больше. В коммерческой сфере еще хуже. Там оборудование на порядок сложнее любого мобильника. Будь то новая программа или оборудование в любом случае нужно учиться использовать ее функции, учиться правильно устанавливать и настраивать эти функции (особенно если это IT). Доводить навыки работы с оборудованием до автоматизма, как это необходимо при управлении, например, самолетом.
Как-то смотрел одну передачу, где разбирались причины авиакатастроф. Мне запомнилась одна из них, где катастрофа произошла тогда, пилот не смог вывести самолет из критического крена. Оказалось, что на предыдущей модели лайнера, к которой привыкли пилоты управление работало несколько иначе. При попытке вывести самолет из крена путем нажатия на педали закрылок, они в в этой конкретной ситуации сработали не так как ожидал пилот. Для выправления самолета на этой модели педаль нужно было просто отпустить, и автопилот сам вернул бы самолет в горизонтальное положение, но летчик нажимал на педаль что есть силы, как он должен был делать на предыдущей модели и самолет кренился больше и боьше, пока не произошло непоправимое. Но это крайний случай, в телекоммуникациях, к счастью такого произойти не может.
Однако, у нас большое количество профессиональной аппаратуры, настройка которой совсем не тривиальная задача.
Конечно, есть определенные принципы работы, но уже прошли те времена, когда можно было “методом тыка” сделать все правильно. Вот, кстати, пример, как не нужно ставить Lync Server когда системный администратор не читая документацию, решил поставить и настроить нечто “методом тыка”.
Есть определенные задачи, которые работник должен уметь выполнять. Например, мы как интеграторы, должны уметь ставить и настраивать функциональность программно-аппаратного комплекса. Причем, в отличие от обычных пользователей, нам нужно уметь настраивать всю доступную функциональность, для того чтобы конкретному заказчику можно было настроить набор конкретных функций.
Это раньше было так что включил телефон в розетку в стене и он уже работает. А сейчас только для того чтобы заработал требуется определенная настройка. И настраивать нужно быстро, времени переделывать в проектах не слишком много. И нам нужно учиться и тренироваться сначала “на кошках”(мое поколение помнит фильм, откуда эта фраза, а вы?).
Я писал, что в заметке “как учиться эффективно” о компьютерных тренажерах. Сейчас прихожу к выводу, что аппаратура да и программы меняются настолько быстро, что проще и быстрее развернуть полноценную тестовую систему у себя, и на ней тренироваться в выполнении необходимых действий. Конечно, ограничений как в тренажере – никаких и ошибки могут быть самые банальные, зато полноценную систему можно использовать для моделирования самых сложных задач. К тому же, с возможностью создания виртуальных машин, когда на одном сервере можно сделать несколько независимых виртуальных серверов, создавать их копии и легко после курса восстанавливать “чистую” конфигурацию можно давать студентам “играть” в работу без боязни что-нибудь испортить. В этом случае “тренажером” выступает реальная система и такой способ был бы хорош там, где тренировки на реальных объектах обойдутся дороже, на том же самолете или, скажем, системе управления поездами, не говоря уже о системе управления ядерным реактором.
Как у нас проходило обучение развертыванию и настройке системы? Было создано несколько виртуальных систем, на которых мы тренировались ставить и настраивать функциональность. Преподаватель рассказывал, что нужно сделать, давал теорию и показывал на своей системе, а затем, по инструкции мы проделывали это самостоятельно. По первому разу конечно не получалось. Ведь когда делаешь сам можешь сделать не то, что написано, либо не так как написано, либо не в той последовательности, либо сделать что-то лишнее. Преподаватель поможет, исправит ошибки и в этом плане работа шла значительно быстрее чем тогда, когда делаешь по инструкции в одиночку, а что-то не получается.
Самое важное в этих занятиях – это подготовка правильного курса, который охватывает максимальное количество задач, выполняемых в жизни. Если обычная документация описывает систему “вообще”. То курс описывает выполнение конкретных задач. У нас это не теория, а именно выполнение настроек. При этом могут быть различные нюансы, которые преподаватель знает благодаря своему опыту, но которые не описаны в документации или на которые многие просто не обращают внимания.
Фотография с курсов. Большое количество различных телефонов, управление через web интерфейс, на заднем плане телефонная станция в стойке.
Очный курс в нашем случае длился две недели. За это время интенсивно проходили возможности настройки практически всех возможностей системы. После такого обучения можно работать самостоятельно. Этим отличается очный курс от дистанционного. В первую очередь – интенсивность занятий. Если при дистанционной работе нужно как-то заставлять себя проходить курс и выполнять задания, которые даже никто не проверяет, то при очном курсе, здесь все на виду и это главная мотивация. Мы уже пришли сюда и кроме как учиться здесь делать больше нечего. Второе – на очных курсах есть преподаватель, который помогает осваивать материал и разъесняет непонятные моменты.
При дистанционном обучении важна мотивация. К примеру, без мотивации выучить что-либо вообще невозможно. Если вас пригнали на курсы и еще в рабочее время, то уже мотивация налицо. А учиться по вечерам, вместо моего любимого сериала, блога, фейсбука (подчеркните нужное)… далеко не у всех мотивации хватает. Вот поэтому и пытаются привнести какой-то игровой момент в дистанционные курсы. Как говорит в своем интервью Елена Тихомирова, которая профессионально занимается электронным обучением.
И ведь есть игровой момент. Все мы в детстве играли конструкторы, что-то собирали из деталек, какие-то домики, машинки, самолеты. У меня даже конструктор был с шестеренками. Вот мы выросли (хотя еще далеко не все, даже если выглядят по взрослому) и тоже собираем конструктор из кубиков. Это телекоммуникационный конструктор, где из различных деталей собирается компьютерная сеть для передачи информации. И самое большое удовольствие, когда получается сложная задача, когда собираешь и оно потом работает именно так, как задумано. И нужна реальная система, на которой это все можно попробовать, а не бездушний компьютерный курс, который просто передает информацию, может быть даже и в игровой форме.
В IT дистанционный курс – это пошаговая инструкция, которую все равно нужно где-то проверять и тренироваться на реальной компьютерной системе, поскольку сделать физически курс, эмулирующий все нюансы, вплоть до конкретных ошибок (без которых, как известно, программ не бывает) – очень дорого. Это как повторить уже написанную систему, большого смысла в этом нет. В большинстве случаев есть документация, которую достаточно внимательно (и не один раз) прочитать и делать по ней. Есть компьютерные форумы, в которых помогают новичкам, если что-то не получается, есть даже бесплатные видеоролики, которые показывают как и что нужно делать для достижения определенного результата. А для распространенных программных продуктов есть еще и книги – самые дешевые из дистанционных курсов. Но быстрая смена версий делает нерентабельным изготовление чего-то более серьезного, чем документация, презентации и видеоролики с записью действий на компьютере. Так что в нашей сфере – либо очные занятия, либо самоподготовка.