Как-то зашел в магазин. Нужно купить пару шмоток. Все знаем , что у мужчин нет тяги к шоппингу, я бы сказал больше, у большинства есть стойкое отвращение к этому занятию. И психологи объясняют это разницей в процессе выбора товара. Если у мужчин – это логический тип, то у женщин – эмоциональный. Я тоже не отношусь к любителям шоппинга, поэтому захожу за шмотками исключительно в целях пополнения гардероба, но никак не для приятного времяпровождения.
Чтобы как-то скрасить это занятие, стараюсь совместить его с наблюдением за окружающими. И так, я в магазине, перебираю товар на полках и наблюдаю такую картину. Молодая пара выбирает одежду. Муж, нагруженный джинсами и футболками, с кислым выражением лица выходит из примерочной. Жена смотрит на него с надеждой, а тот недовольно восклицает, - “Все. Хватит, надоело, идем домой.” Реакция довольно распространенная, когда мужчине пытаются навязать то, что ему не нравится или он изначально не собирался покупать, а возможно, поход в магазин затянулся дольше “безопасного” времени шоппинга, которое у каждого мужчины свое. У кого – час, а кто и после пятнадцати минут в магазине начинает на всех бросаться.
Я стою у стенда с рубашками и ищу подходящий размер, пара удаляется, тут мое внимание привлекает еще одна пара, которая выбирает джинсы. Явно мама с великовозрастным сыном, как в анекдоте “Спасибо за приглашение, я конечно прийду, только я буду с детьми 10 и 36 лет.” Они выбирают джинсы на этого мальчика. Естественно, выбирает мама. На тех джинсах, что взяли, то ли пыль, то ли выгоревшая полоска, как висели на вешалке. Мамаша говорит продавцу, что если не отстирается, то мы прийдем и вернем штаны обратно. На что сын раздраженно так, - “Нет, не придем, хватит. Лучше выбросим.” Продавщица с сочувствием смотрит на мамашу.
Тут подхожу я, с парой рубашек. Продавщица с подозрением и как-то недоверчиво смотрит на меня. - Вы сами выбирали? - Да. – Смотрите, эта рубашка с коротким рукавом классическая, а эта с длинным, приталенная. Да, говорю, я специально взял одну с коротким на лето, а эту, потому что понравилась. Она еще раз посмотрела на меня с большим недоверием. Как же так? Пришел один, без жены и выбирает себе одежду. Разве такое бывает?
Да, многих мужчин одевают жены и мамы. И не только потому что мужчины не любят сам процесс шоппинга, хотя, если мужчину запустить в магазин электронных гаджетов, то там они могут провести явно больше времени, чем на вещевом рынке. У мужчин и женщин процесс покупки проходит по разному. Мужчина настроен на покупку, если ему что-то нужно, то в мозгу уже сложились некоторые требования, под который должен подойти товар. Естественно, тот товар, который есть в наличии, сравнивается с этими требованиями. И если подходит, то остается только найти нужный размер. А если мужчина идет в примерочную, то только чтобы удостовериться в что размер подходящий. Большинство мужчин, если размер подошел, тут же покупают, а женщины могут отказаться от вещи, которая на них идеально сидит, уже в процессе примерки, бросив взгляд в зеркало. Цвет не подошел к цвету волос или глаз(!). По статистике лишь 25% женщин покупает товар, который они до этого примерили, а у мужчин 65% идет сразу к кассе после примерки.
Именно поэтому мужчине труднее всучить вещь, которую он изначально не собирался покупать, когда как женщина может сделать импульсивную покупку, и она же больше сомневается в правильности выбора. У мужчин, фактически, выбор был сделан на этапе определения критериев к покупке и ему осталось как можно быстрее обменять товар на деньги и покинуть магазин. Остальной товар, который не подходит под нужные критерии, только мешает, когда как женщин привлекает весь товар, выложенный на витрине.
И еще интересная статистика, мужчины чаще женщин покупают более дорогой товар. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, если вещь подходит под критерии выбора, то цена для мужчины уже дело десятое. Мужчина покупает подходящую, но даже более дорогую, чем он рассчитывал вещь, чтобы ему сбросить этот груз и больше не ходить по магазинам. Во-вторых, я по себе замечаю, что часто покупаю топовую, более дорогую модель какой-нибудь нужной мне вещи, потому что более дорогие они же более функциональные (мы же выбираем по функциям!), а дорогая одежда еще и более долговечная, например, покупаю кожанные вещи, а не более дешевый – кожзам, поскольку первые служат дольше, т.е. опять же нужно реже ходить за покупками.
Поэтому продавцы широко используют психологию, чтобы увеличить продажи, о чем я писал здесь>>>