Сегодня опять про эффективность, правда, не про личную, а про эффективность работы на простом примере – смена летних колес на зимние. Наконец-то наступает зима, сегодня, выглянув из окна осознал, что дороги уже были припорошены снегом, который таять не собирается. Поэтому те, кто не поменял колеса, должны это делать срочно. Зима в нашей полосе может быть снежной с оттепелями и дальнейшим замерзанием получившейся грязной каши. Есть разные варианты проведения работы по смене колес. Для меня этот вариант интересен просто как пример на котором можно рассмотреть вопросы эффективности.
Как я уже писал здесь>> эффективность в общем виде – это отношение результатов работы к затраченным ресурсам, например, денежным. Возьмем простую работу, которая должна проводиться для большинства автомобилей, эксплуатирующихся зимой. Это замена летних колес на зимние. Работа не сложная и ее выполняют в большом количестве шиномонтажных мастерских, стоит определенных денег и времени.
Как и для большинства других работ, выполнять ее можно двумя способами: самостоятельно или при помощи наемных работников. Конечно, есть работы, которые необходимо всегда проделывать самому, но это явно не тот случай.
Самостоятельно поднять машину на домкрате и заменить поочередно каждое из колес, в большинстве случаев требует лишь определенного времени от владельца и проводится совершенно бесплатно, но требует начальных затрат. В домашних условиях бортировать все четыре колеса, т.е. снимать с четырех дисков летнюю покрышку и менять на зимнюю – это на любителя. Проще одновременно с комплектом шин, купить комплект дисков, чтобы осталось только открутить болты и поменять колеса целиком. Для моей скромной машинки диски стоят от 2 тысяч рублей за штуку, если получше, то – 3. Т.е нужно заплатить 12 тысяч за диски и порядка тысячи за работы по монтажу. Шиномонтаж с заменой четырех покрышек стоит около 2700, т.е. за пять шиномонтажей мы окупаем стоимость дисков. В год мы меняем колеса дважды, в итоге по денежным затратам мы получаем то, что через 2,5 года начинаются одни затраты. Т.е вложив определенную сумму в начале (покупая диски), через два года мы начинаем реально экономить деньги. Если в моем варианте автомобиль эксплуатируется два года, то выгоднее не покупать диски, а ездить на шиномонтаж. Если больше, то лучше сразу вложить деньги во второй комплект дисков и экономить на шиномонтаже. Если не хочется мучиться с домкратами и ключами, то замена колес уже с дисками даже в шиномонтаже все равно будет дешевле, порядка 400 рублей за простое снятие четырех колес и установку зимних, ведь балансировка скорее всего не понадобиться, поскольку бортировать колеса нет необходимости.
P.S. Для вашей машины расчеты могут быть другими.
DemoN_nn
Да. Для наших условий расчет действительно чуть иной. Особенно:
а) зимой можно особо не выпендриваться и поставить штамповку. Обледенелые дороги не такие гладкие, А скорости не такие большие, чтобы значительно ощущалось преимущество литья или ковки. Зато штамповка своей мягкостью поможет избежать печальных последствий от ледяных “рытвин”.
б) Время. В сезон на шиномонтаже запросто полдня можно в очереди потерять. Самому перекинуть колеса реально быстрее выходит.
З.Ы. Балансировать колеса раз в сезон все-таки желательно. Резина снашивается не равномерно. С зимних колес могут шипы вылететь. И много чего еще… Только это можно сделать в межсезонье. Посреди лета и зимы. Когда на сервисах затишье.