Как славно, что даже с повсеместным засильем электроники (уж не только компьютеров), профессию учителя никто не не собирается отменять. Конечно, учитель – в школе, в институте – преподаватель, на семинарах – лектор, но как бы этот человек не назывался, это все-таки живой человек. Но разговоры о том, что теперь компьютеры “рулят” и можно учиться в любое время и в любом месте, можно услышать довольно часто. И так, чему можно научиться при помощи компьютера?
Практически любое обучение идет двумя основными путями: получение знаний и развитие навыков. Получение знаний – это просмотр и запоминание информации. Просмотр может быть более комфортным, например, видео-лекции или чуть менее, например, простое чтение учебника, но в любом случае здесь главное – это получение информации.
Учиться у нас не слишком любят, поэтому компьютерные варианты предоставления информации идут по пути заманивания учеников игровой составляющей или максимального упрощения ее получения. Так всякого рода видео-лекции, которые пытаются сделать по чему только не попадя – это именно такой вариант. Сиди себе, смотри, а знания сами в легко в голову втекают, и, к сожалению, так же легко вытекают. Чтобы запомнить, нужно повторить, а еще лучше где-нибудь использовать. Например, ответить на вопросы. Прочитал/послушал – ответь на вопросы, а еще, кстати хороший вариант – объясни кому-нибудь другому. Пока будешь объяснять – сам поймешь..
Второй путь обучения – развитие навыков. Это развитие способности ученика делать что-то самостоятельно. Не просто знать как делать, а уметь делать. Так, к примеру, можно знать как решать задачи, не не уметь их решать. Можно знать много слов английского языка, но не уметь переводить текст. Можно знать кучу граматических правил, но не уметь говорить на языке.
Если вы посмотрите, к примеру, видео как расписать пасхальное яйцо то вы будете знать, как это делать, но умения это не добавит. Чтобы уметь – нужно делать, при этом сразу, естественно не получится (ну может, только если вы не гений от рождения) и нужно повторять некоторое количество раз, исправляя ошибки и добиваясь лучшего результата. Здесь с учителем, который указывает на ошибки, обучение идет медленнее.
Есть три пути получения навыков:
1. Найти учителя, который подскажет, расскажет, научит. – самый эффективный способ. Здесь есть и мотивация, и исправление ошибок. Учитель научит как делать правильно и замотивирует.
Учитель найдет способ замотивировать ученика
2. Пытаться делать, глядя как делают другие – это неплохо, но не так быстро и хорошо как с учителем. Здесь важна самомотивация и хорошие учебные материалы.
3. Пытаться все делать методом тыка – это долго и не эффективно. Есть вероятность не научиться вовсе.
В классическом образовании кроме этих двух вещей есть еще одна не менее важная задача. Это – формирование мировоззрения, о которой многие забывают, когда говорят, что школу можно перевести на e-обучение. Мировоззрение как раз отвечает за желания человека что-то делать и делать это определенным образом.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности.
В итоге мы получаем три понятия: знать, (в том числе как делать), уметь делать, хотеть делать правильно.
Если выкинуть из фундаментального образования последнюю составляющую, то оно слегка деградирует. Пример? Пожалуйста! Вы читали русскую сказку Снегурочка, ну хотя бы в детстве? А Дюймовочка? Для современных детей, у многих из которых нет времени читать такую ерунду, поскольку они занимаются развитием навыков пальцетыкания в смартфоны. Краткое содержание произведений “отличной” детской энциклопедии.
Дюймовочка (по сказке Х.К. Андерсена)
Дюймовочкой звали девочку размером с большой палец. Она была такой маленькой, что могла спать внутри цветка и летать на спине ласточки.
Снегурочка (Русская народная сказка)
Однажды муж и жена, у которых не было делей, слепили из снега маленькую девочку. Кода она волшебным образом ожила, они очень обрадовались и назвали ее Снегурочкой.
С точки зрения издателей, это все, что вам нужно знать о Дюймовочке и Снегурочке, наверное, для подготовки к единому госэкзамену. Для “особо одаренных” детей там должны быть следующие вопросы:
Какого роста была Дюймовочка (отметьте все возможные варианты):
1. размером с большой палец
2. размером с дюйм
4. метр с кокошником
Почему девочку назвали Снегурочкой?
1. Ее папа – Снегур
2. Ее лепили из того что было, (снега – зимой, даже страшно подумать, как бы ее назвали, если бы лепили в деревне летом)
Компьютер обезличивает образование, попытки заменить живого преподавателя роботом, пока ни к чему хорошему не привели. Может через несколько десятков лет, мы наконец-то узнаем про Маугли, потерянного в Интернете, и которого воспитали компьютеры. Но, надеюсь, что и не узнаем.
Чистые знания – это не образование. Как говорил Эйнштейн: Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе. В этом плане компьютер – плохой учитель, это даже американцы понимают
Однако, есть статистика. В 2013 году специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ) выяснили, что более трети (37%) россиян так или иначе использовали компьютер и интернет для получения новых знаний, умений и навыков. В опросе участвовало 1500 человек из 43 регионов страны. Из них 17% пользовались образовательными и обучающими сайтами, 15% — специальными обучающими программами на работе, 14% — образовательными и обучающими компьютерными играми, 13% — видеоуроками и лекциями, 9% — обучающими приложениями (программами) для мобильных телефонов и планшетов, а 8% — обучающими компьютерными программами без выхода в интернет. Но при этом, хотя у порталов, предлагающих обучение онлайн, миллионы посетителей в месяц, закончивших полный курс по статистике только 8 процентов от записавшихся.
Так чему можно научиться у компьютера? Непосредственно у компьютера – ничему. Компьютер с доступом к базам знаний и обучающим курсам, помогает быстрее получать информацию. Если в доинтернетную эпоху за знаниями нужно было идти в библиотеку, то сейчас много информации (но далеко не всю) можно получить не вставая с кресла. Т.е. получать знания стало проще и быстрее. Вопрос остается в запоминании полученных знаний, и их применении. Это уже у каждого индивидуально.
Насчет навыков: компьютеры могут помочь их развить, например, если использовать компьютерные тренажеры. Там, где цена ошибки высока, например, в авиации, компьютеры помогают отрабатывать и поддерживать летные навыки, не рискуя жизнями людей.
Игровые обучающие курсы помогают не просто запомнить информацию, а использовать при решении кейсов в различных ситуациях, близких к реальным. Пример: курс по пожарной безопасности, выглядящий как ненавязчивая игра, а вот нечто похожее для детей по дорожной безопасности. Может такого рода курсы востребованы в бизнесе, но врядли в фундаментальном образовании. Уж больно игровой получается вариант. Знаний мало, игры много. Маленьким, да и большим детям – нравится. Может быть это и было главной целью создателей?
Казалось бы при изучении языков компьютер мог бы сильно помочь. Но язык – это слишком серьезная задача для компьютера даже по современным меркам. Он может помочь, в рутинных операциях, например в переводе отдельных слов, но с целыми текстами справляется не слишком хорошо. По общению: нормальных систем распознавания речи до сих пор не сделали, и попрактиковаться в языке можно только с живым человеком. А простому переводу можно учиться и без компьютеров.
Но в качестве тренажера, компьютер справляется. Последнее, что я сделал лично для себя – парочку персональных лингафонных курсов (конечно, с использованием профессионального аудио) Здесь компьютер помогает разбивать текст и аудио на отдельные предложения. Небольная программа на Java зачитывает предложение несколько раз (у меня в коде – три раза) и еще паузы между предложениями ставит, чтобы было время повторить за диктором.
Использование профессионального аудио намного лучше, чем компьютерная озвучка, которую практикуют некоторые сервисы изучения языков. Хотя это и более трудоемко в подготовке. Компьютер при помощи text-to-speech опять же может более или менее правильно сказать слово, но целое предложение у него не получается.
В сухом остатке выходит, что компьютер хорош для получения информации, хотя в каждом конкретном случае нужно смотреть внимательно. Много информации для новичков, ее легко сделать и выложить в сеть, но фундаментальные знания все-таки не слишком часто выставляют, это уже большой объем работы. Но и этом направлении уже есть подвижки. На английском языке уже можно прослушать большое количество лекций по фундаментальным наукам, подготовленных профессиональными преподавателями, и это не может не радовать.
Интерактивные курсы, также в большинстве случаев рассчитаны на новичков. Про воспитание мировоззрения и целостного(читай – правильного) восприятия мира – это не к компьютеру. Это все-таки – к живому учителю.
Бонус для тех, кто хочет учится удаленно. Подборка образовательных ресурсов
Бесплатные образовательные ресурсы на английском языке
MIT | Публикуемые материалы включают планы курсов, конспекты лекций, домашние задания, экзаменационные вопросы. |
Harvard University | Видеозаписи лекций профессоров университета |
University of California (Berkeley) | Видео лекций по антропологии, астрономии, химии и биохимии, экологии, естествознанию, психологии, статистике, экономике. |
Yale University | Видеозаписи лекций, дискуссий, выступлений и конференций |
Columbia University | Учебные материалы по дисциплинам: архитектура, бизнес и финансы, культурология, социология, педагогика, история, медицина, информационные технологии, литература, право, журналистика, политология, религиоведение, естествознание и многое другое. |
University of Oxford Webcasts | Выступления и лекции, посвященные интернет-журналистике, сетевой безопасности, социальным средствам массовой информации. |
University of the People | Онлайн-колледж с бесплатным дистанционным обучением, был основан с целью сломать все барьеры, окружающие получение высшего образования. |
Курсы Стэнфорда: Machine learning Artificial intelligence Introduction to Database |
Основаны на стационарных курсах университета. |
Udacity | Университет бесплатного дистанционного образования по различным дисциплинам. Один из основателей – профессор Стэнфорда. |
Бизнес-кейсы от Гарварда ($3-$6) | Подбор из более чем 500 кейс-ситуаций с комментариями экспертов. |
edX | Интернет-портал, где предложен список бесплатных онлайн курсов Массачусетского технологического института, Гарварда и Калифорнийского университета Беркли. |
Academic Earth | Лекции профессоров ведущих западных вузов. |
Khan Academy | Создан выпускником MIT и Гарварда. Микролекции по математике, истории, зравоохранении и медицине, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике, космологии, органической химии, основам американской гражданственности, истории искусства, макро и микроэкономике, компьютерным наукам. |
Coursera | Основан профессорами Стэнфордского университета. Авторами курсов являются преподаватели нескольких ведущих западных университетов. |
Бесплатные образовательные ресурсы на русском языке
Викиверситет | Учебные материалы по дисциплинам: биоинформатика, компьютерные технологии, искусственный интеллект, информатика, информационные технологии, филология, лингвистика, психология, биология, экономика, юриспруденция, политология, философия, физика, математика и т.д. |
Univertv.ru | Образовательные фильмы, записи лекций отечественных и зарубежных вузов, записи научно-популярных лекций и выступлений с различных научных конференций. |
Лекториум | Единая медиатека, где вузы и известные лектории РФ публикуют видеолекции своих лучших лекторов. Создана при участии Министерства Образования и Науки. |
Businesslearning.ru | Бесплатное дистанционное обучение для малого и среднего предпринимательства. |
Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» | Бесплатные курсы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, доклады и др. |
VnimanieTV | Национальная премия образовательного видео. Лекции по разным темам. |
«Школа творческих предпринимателей» | Для начинающих предпринимателей в сфере рекламы, архитектуры, изобразительных и исполнительских искусств, моды, кино, видео и мультимедиа, ремесел, литературы и издательского дела. Лекции, бизнес-кейсы, исследования, консультации и поддержка ведущих российских экспертов. |
Internet Marketing Business Academy | Знания в сфере интернет-маркетинга и практика применения лучших инструментов для решения коммерческих задач от профессионалов-практиков digital рынка. |
Универсариум | Бесплатные онлайн курсы от ведущих преподавателей лучших университетов России. |
UniWeb | Обучение построено на последовательном выполнении модулей и их компонентов. Для перехода к следующему модулю необходимо набрать определенное количество балов. Итоговая оценка за курс представляет собой сумму баллов, полученных за выполнение всех модулей. |
Eduson.tv | Портал по бизнес-обучению онлайн. Основной контент – курсы по менеджменту, лидерству, маркетингу, стратегии, HR, финансам. |
Список нагло слизан отсюда