Психика человека имеет довольно сложный механизм. С одной стороны – сложное строение мозга позволяет проводить мыслительную деятельность и придумывать такие разные штуки, а с другой, как любой сложный механизм подвержен разным сбоям. Мы-то с вами знаем, что чем сложнее механизм, тем больше в нем деталей, способных сломаться в самый неподходящий момент.
Основное и очень важное развитие мозга происходит в течение первых трех лет жизни. Если первые три года были упущены, то человек даже за всю оставшуюся жизнь не сможет оправиться от психологической травмы, что показывают многочисленные примеры воспитанников детских домов .
Если ребенок лишен человеческого воспитания первые семь лет, то он уже никогда не сможет стать человеком. Абсолютное большинство найденных детей после семи лет воспитания дикими животными, так и не смогли не то что адаптироваться к человеческой жизни, но даже научиться разговаривать. А многие очень быстро умирали после попыток привести их в мир людей и отлучения от их уже “естественной” среды обитания.
Одним из подробно описанных примеров попытки адаптации такого ребенка была история девочки Камалы, которая была найдена в лесу среди волков в западном Бенгале в 1920 году в возрасте около 8 лет. Ее сестра Амала была младше и умерла через год. Камала прожила еще около 9 лет, но даже через семь лет жизни в обществе людей, понимала всего лишь 30-40 слов. К пятнадцати годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребенка, а к семнадцати – четырехлетнего.
Все дело в том, что самый ответственный период формирования из ребенка разумного человека — первые семь лет. Именно в этот период ребенок получает 70 процентов всей жизненной информации. И если в этот момент ребенок оказывается в волчьей стае — он и вырастает волком… Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались в младенческом возрасте среди животных, накрепко впечатываются в детскую память, а человеческие и впоследствии не приживаются.
Но это были “естественноые” эксперименты. А теперь об экспериментах “рукотворных”.
Джон Уотсон – основатель бихевиористского направления в психологии, которое рассматривало всю психику человека как реакцию на внешние раздражители и отрицало осознанность реакций, провел такой эксперимент.
Когда занимался исследованием возникновения страхов и фобий, он заинтересовался вопросом, можно ли развить реакцию страха на объекты, которые изначально такого страха не вызывали. Джон взял 9-месячного мальчика Альберта, сироту из приюта (естественно, какие родители разрешили бы проводить эксперименты на их ребенке) и решил развить у него боязнь белой крысы. (в последствие аналогичные эксперименты проводились нацистами в концентрационных лагерях)
В течение двух месяцев младенцу сначала показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой. Когда он привык, ребенку разрешили поиграть с крысой. Крыса была ручной, и ребенок спокойно с ней играл.
Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по батарее металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. Естественной реакцией было то, что Альберт начал избегать контакта с крысой. Садисты-исследователи пошли дальше, через неделю по металлической пластине стали бить просто после того, как крыса попадала в поле зрения младенца. Через какое-то время тот начал плакать лишь при одном появлении белой крысы в комнате.
Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. И действительно, ребенок начинал плакать если ему показывали белого кролика, вату, маску Санта-Клауса. Хотя исследователь и не стучал молотком при показе этих вещей, он сделал вывод о переносе реакций страха на похожие предметы.
Как мы с вами знаем, заложенное в раннем детстве слишком глубоко проникает в сознание и психику. В случае с Альбертом в результате эксперимента он до конца жизни не смог избавиться от страха, вызываемого белыми предметами. Что подтверждает выводы о том, что многие страхи, антипатии тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве и остаются с человеком на всю жизнь.
В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор решили провести эксперимент на детях (конечно же на детях-сиротах).
Они взяли 22 ребенка и разделили их на контрольную и экспериментальную группы. Первой половине рассказывали о том, как правильно и хорошо они говорят. А вот во второй Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, называя всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью, но были в “негативной” группе, развились настоящие симптомы заикания, которые так и остались с ними на всю жизнь. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.
Человеческая психика очень тонкий механизм, который также можно программировать. Есть много описаний как это делать, при помощи гипноза, или Нейролингвистического программирования. Проблема в том, что наша психика настолько гибка, что процесс программирования происходит каждый день в зависимости от окружающих нас обстоятельств, людей, своих внутренних мыслей. Если взрослые на разные вещи смотрят более спокойно, то у детей все все впечатления ярче и сильнее. Любые позитивное или негативные события в детстве могут повлиять на психику ребенка и проявиться в зрелом возрасте или привести к последствиям, которые остаться у ребенка на всю оставшуюся жизнь.